|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ


    Моторные масла являются одним из видов нефтепродуктов, к которым относятся также топлива, смазки и др. Масла подраз­деляются на моторные, трансмиссионные, энергетические и ин­дустриальные. Ассортимент смазок чрезвычайно широк и вклю­чает более 200 марок полужидких, пластичных и твердых мате­риалов. Все нефтепродукты, как правило, являются многоком­понентными системами. В их состав входят различные добавки (антидетонаторы, противостарители, загустители, присадки и др.), которые предназначены для придания нефтепродуктам технических свойств, обеспечивающих их работоспособность в специфических условиях.

    Нефтесодержащие отходы и нефтепродукты являются одни­ми из основных загрязнителей окружающей среды.

    10.1.    Причины и виды загрязнений моторных масел

    При работе масла соприкасаются с металлами, подвергаются воздействию окружающего воздуха, температуры, давления и других факторов. Под их влиянием происходит разложение, окисление, полимеризация и конденсация углеводородов, обуг­ливание (неполное сгорание), разжижение горючим, загрязнение посторонними веществами и обводнение масел. В результате старения образуются такие продукты, как органические кислоты, жиры, сажа, шлам, продукты распада присадок.

    При эксплуатации автомобилей в маслах накапливаются ас- фальто-смолистые соединения, коллоидальные кокс и сажа, раз­личные соли, кислоты, а также металлическая пыль и стружка, минеральная пыль, волокнистые вещества, вода и т.д.

    Металлические частицы попадают в масло в результате из­носа деталей; минеральные примеси - пыль, песок - засасыва­ются в масляную систему из воздуха, накапливаются в рабо­тающем масле и вызывают интенсивный износ трущихся по­верхностей. Во время работы в двигателях и аппаратах масла об­водняются. Вода проникает в масло из окружающего воздуха, из продуктов сгорания топлива или через неплотности водяных ох­лаждающих устройств.


    122



    Вода находится в масле в растворенном состоянии, а также образует с ним эмульсию; в зависимости от условий она может частично переходить из одного состояния в другое. С изменени­ем температуры, связанным обычно с изменением режима рабо­ты двигателя, происходит конденсация на поверхности масла влаги, имеющейся в воздухе, иногда в значительном количестве.

    При соприкосновении масел с нагретыми частями двигателя происходит их термическое разложение (крекинг), в результате которого образуются легкие летучие и тяжелые продукты. Кро­ме того, масла подвергаются значительным местным перегре­вам, а иногда Частично сгорают.

    При работе в двигателях, машинах, аппаратах, при хранении на складах и транспортировании - всюду масла соприкасаются с кислородом воздуха. Контакт с кислородом является главной причиной, вызывающей химическое изменение масла (окисле­ние). При окислении идет разложение ненасыщенных компонен­тов с образованием гудрона.

    В процессе окисления изменяются физико-химические свой­ства масла, что приводит к ухудшению его эксплуатационных характеристик. Скорость и глубина окисления, а также характер образующихся продуктов зависят от природы масла, температу­ры, давления воздуха, продолжительности работы масла, вели­чины поверхности соприкосновения с воздухом, от наличия хи­мических соединений, способных каталитически ускорять или замедлять этот процесс, и т.д.

    При температуре до 20...30 °С и нормальном давлении про­цесс окисления масла на воздухе идет медленно. С повышением температуры скорость его заметно возрастает. При температурах

    270..                   .300 °С и выше наряду с бурно протекающими процессами окисления наблюдается термическое разложение углеводородов с образованием углекислого газа, воды и углистых веществ.

    В результате окисления смолистых веществ, содержащихся в масле, получаются нерастворимые в нем продукты типа ас- фальтенов и карбенов.

    Чем больше поверхность контакта масла с воздухом, тем бо­лее благоприятные условия создаются для диффузии кислорода внутрь объема масла и, следовательно, для окислительной полиме­ризации и образования таких продуктов, как смолы, асфальтены.


    123



    Некоторые металлы и образующиеся в процессе работы дви­гателя соли, например, нафтеновых кислот, каталитически уско­ряют окисление масла.

    Скорость окислительных процессов возрастает и при нали­чии в масле воды, так как она активирует упомянутые выше ка­тализаторы.

    Действие содержащихся в маслах загрязнений на соответст­вующие узлы и агрегаты проявляется в абразивном износе дета­лей, забивании масляных каналов и засорении маслоочистительных устройств, интенсификации коррозионных процессов, повышении склонности масла к ценообразованию, окислению и т.д.

    В табл. 10.1 приведены источники загрязнения масла, цир­кулирующего в системе смазки двигателя.

    Изменение физико-химических показателей работающих масел, а следовательно, и качество отработанных масел зависят от конструкции двигателя и условий эксплуатации автомобиля.

    Отработанные нефтепродукты, согласно ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические условия», подразделяются на группы:

    -         ММО - масла моторные отработанные;

    -         МИО - масла индустриальные отработанные;

    -         СНО - смеси нефтепродуктов отработанных.

    В первую группу входят: отработанные моторные (для авиаци­онных и автомобильных двигателей), трансмиссионные, компрес­сорные, вакуумные масла, а также масла для прокатных станов. Основное направление использования ММО - регенерация.

    Во вторую группу входят: отработанные индустриальные масла и рабочие жидкости для гидросистем, газотурбинные, изоляционные, приборные и турбинные масла, масла для ком­прессоров холодильных машин. Основное направление исполь­зования МИО - регенерация.

    В третью группу входят: смеси отработанных нефтепродук­тов; нефтяные промывочные жидкости; масла, применявшиеся при термической обработке металлов; нефть и жидкие нефтяные топлива, извлекаемые из очистных сооружений и нефтесодержа­щих вод. Основные направления использования СНО - переработ­ка на нефтеперерабатывающих предприятиях в смеси с нефтью и использование в качестве компонента котельного топлива.


    124



    Таблица 10.1

    Источники загрязнения моторных масел_________________


    Вид загрязнения

    Источник загрязнения

    Минеральные абразивные частицы

    Проникают в двигатель при поступлении воздуха и топлива в цилиндры, а также в картер через неплотности заливной горловины

    Металлические частицы

    Образуются в результате износа двигателя. Наибольший износ деталей может быть при сухом трении, значительный — при граничном трении в момент запуска и остановки двигателя, резком изменении режима работы и неустановившихся нагрузках

    Мазеподобные смолистые осадки

    Образуются при окислении картерного масла из-за непрерывного соприкосновения с газами, проникающими в картер двигателя

    Лаковые отложения

    Образуются в виде тонкого слоя при окислении масла на горячих поверхностях юбки поршня и в канавках поршневых колец, частично смываются и попадают в циркулирующее масло

    Нагар

    Образуется при непрерывном окислении масла под действием высоких температур в процессе работы двигателя на днищах поршней, в камере сгорания, на клапанах и свечах. Частицы нагара проникают в картерное масло при смазке поверхностей цилиндров и поршней

    Вода

    Водяные пары вместе с газами проникают а картер двигателя и конденсируются

    Топливо

    Проникает в картер и попадает в масло вместе с газами

    Сернистая и серная кислоты

    Сернистый газ, образующийся при сгорании j топлива, соединяясь с водяными парами, образует сернистую, а затем и серную кислоты

    По свойствам отработанные нефтепродукты должны соот­ветствовать требованиям, приведенным в табл. 10.2.

    При утилизации автомобилей отработанные масла переда­ются специализированным организациям для регенерации со­вместно с маслами, собранными при техническом обслуживании автомобилей в процессе эксплуатации.

    Организация сбора отработанных нефтепродуктов включает в себя нормирование и планирование сбора, учет количества со­


    125



    бранных масел, техническое обеспечение их приема, хранения, транспортировки и контроль качества.


    Таблица 10.2

    Показатели качества отработанных нефтепродуктов__________


    Показатели

    Нормы для группы

     

    ММО

    МИО

     

    сно

    Вязкость кинематическая, мм2/с, не менее:

    - при 50 'С

    25

    5

     

     

    - при 100 °С

    5

    -

     

    -

    Вязкость условная при 20 'С, Ст. не менее

    29

    13

     

    _

    Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, ”С, не менее

    100

    120

     

    _

    Содержание механических примесей, % мае., не более

    2

    2

     

    3

    Содержание воды, % мае., не более

    4

    4

     

    5

    Содержание горючего, % мае., не более

    6

    6

     

    Норма сбора отработанных масел - это максимальное тех­нически обоснованное количество отработанных масел, которое может быть собрано при эксплуатации или ремонте техники и оборудования (с учетом естественной убыли, возникающей в процессе сбора, транспортировки и хранения масел).

    Нормирование сбора отработанных масел производят для единичных машин, механизмов, двигателей и другого оборудо­вания, а также для участков, цехов, предприятий и объединений.

    10.2.   Способы регенерации отработанных масел

    Регенерация отработанных масел является одним из источ­ников пополнения масляных ресурсов. Для регенерации отрабо­танных масел применяются технологии, основанные на физиче­ских, физико-химических и химических процессах и заключаю­щиеся в обработке масла с целью удаления из него продуктов старения и загрязнений.

    К физическим способам относятся обработка масел в сило­вом поле с использованием гравитационных, центробежных и, реже, электрических, магнитных и вибрационных сил, а также фильтрование, водная промывка, выпаривание и вакуумная дис­


    126



    тилляция. Эти технологии позволяют удалять из масел твердые частицы загрязнений, микрокапли воды и частично смолистые и коксообразные вещества, а также легкокипящие примеси.

    Значительную часть твердых загрязнений и воды из отрабо­танных масел можно удалить отстаиванием. Отстаивание явля­ется одним из наиболее простых физических способов и заклю­чается в выпадении из масла взвешенных частиц под действием силы тяжести, если эти включения имеют достаточные размеры, а их плотность заметно превышает плотность масла. Наиболее прост по аппаратурному оформлению процесс статического от­стаивания в отстойниках периодического действия, однако он протекает медленно. Необходимую эффективность очистки можно достичь путем снижения вязкости масла с помощью по­догрева.

    Применение динамических отстойников полунепрерывного и непрерывного действия, оборудованных приспособлениями для сокращения продолжительности отстаивания (горизонталь­ными и наклонными перегородками, коническими тарелками и т.п.), связано со значительным усложнением устройства и об­служивания этих аппаратов, поэтому подобные отстойники по­лучили ограниченное распространение и при регенерации отра­ботанных масел используются редко.

    В связи с тем, что процесс отстаивания протекает медленно и часто не обеспечивает необходимой степени очистки отрабо­танного масла, его применяют, как правило, лишь для предвари­тельной очистки масел.

    Сократить продолжительность очистки по сравнению с от­стаиванием можно с помощью центробежных сил. Физическая сущность очистки масла в центробежном поле заключается в действии на частицы силы, направленной от центра по радиусу к стенке аппарата. Такая очистка производится в гидроциклонах и центрифугах. В гидроциклоне потоку очищаемого масла прида­ется интенсивное вращательное движение, а аппарат остается неподвижным. В зависимости от схемы движения потока жидко­сти в аппарате гидроциклоны можно разделить на прямоточные и противоточные.

    Получившие более широкое распространение противоточ­ные гидроциклоны имеют значительное гидравлическое сопро­


    127



    тивление, что связано с изменением направления потока масла в них на 180°. Применение спрямляющих устройств несколько снижает гидравлическое сопротивление, но усложняет конст­рукцию аппарата и может снизить эффективность очистки масла из-за изменения гидродинамической структуры потока жидко­сти. Более перспективным является применение прямоточных гидроциклонов, в которых поток жидкости сохраняет свое пер­воначальное направление. Однако эффективность очистки масла в аппаратах этого типа несколько ниже, чем у противоточных гид­роциклонов, что обусловлено уносом некоторого количества твер­дых частиц и микрокапель воды потоком очищаемого продукта.

    Достоинства гидроциклонов - отсутствие движущихся час­тей, компактность, простота обслуживания, невысокая стои­мость. Однако скорость движения частиц в гидроциклонах ниже, чем в центрифугах, поэтому мелкие частицы улавливаются с не­достаточной полнотой. Конструкции центрифуг, применяемых для очистки масла, весьма разнообразны.

    Центрифуги выполняются трубчатыми (с полым цилиндри­ческим ротором), в которых центрифугирование осуществляется в толстом слое, и камерными (с цилиндрическими, коническими, спиральными, радиальными вставками, делящими ротор на от­дельные камеры), в которых центрифугирование происходит в тонких слоях.

    Для обезвоживания масла применяются главным образом трубчатые центрифуги. Вместе с тем трубчатые центрифуги не обеспечивают достаточно высокую степень чистоты масла, а центрифуги с коническими тарелками могут, как правило, ус­пешно выполнять только одну из двух необходимых операций - удалять из масла твердые частицы или отделять от него воду. Чтобы обойтись без последовательной установки двух центри­фуг, за рубежом разработана система ALKAR, включающая на­ряду с центрифугой автоматические устройства для одновре­менного удаления из корпуса очистителя как твердых загрязне­ний, так и воды.

    Камерные центрифуги более эффективны при удалении твердых частиц, так как при центрифугировании в тонкослой­ных камерах им требуется пройти значительно меньший путь,


    128



    чем в толстом слое в роторе, а проскальзывание масла относи­тельно ротора в этих устройствах проявляется гораздо сильнее.

    Для очистки масла от твердых частиц могут применяться также электроочистители. Преимуществами очистки и обезво­живания отработанных масел в электроочистителях являются небольшие размеры этих аппаратов, отсутствие у них движу­щихся частей, постоянство пропускной способности и перепада давления, возможность автоматизации процесса очистки. Одна­ко электроочистители имеют довольно сложную конструкцию, энергоемки и требуют высокой квалификации обслуживающего персонала.

    Среди загрязняющих отработанное масло частиц значитель­ную часть составляют ферромагнитные частицы, образующиеся в процессе работы двигателя. Для их удаления из масла приме­няют магнитные очистители, работа которых основана на ис­пользовании магнитного поля, создаваемого постоянными маг­нитами. Они улавливают частицы размером от 0,4 мкм. Для мак­симальной эффективности процесса очистки необходимо со­вместить направления движения очищаемого масла с направле­нием силовых линий магнитного поля и обеспечить ламинарный характер потока жидкости.

    Очистка минеральных масел фильтрованием происходит путем отделения взвешенных в масле твердых частиц при про­хождении через пористый фильтрующий материал. Фильтрова­ние при постоянном перепаде давления осуществляется при по­даче масла объемными насосами. В качестве фильтровальных материалов, применяемых для очистки масел, применяют бума­гу, картон, войлок, различные волокнистые маты, ткани, волок­на, проволочные сетки.

    При регенерации отработанных масел применяются фильт­ры как периодического, так и непрерывного действия.

    К фильтрам непрерывного действия относятся ленточные, барабанные и дисковые вакуум-фильтры, а также фильтр­прессы.

    Фильтр-прессы применяются при кислотно-контактной очи­стке для удаления отбеливающих глин.

    Фильтрование применяется также и при обезвоживании нефтепродуктов, для чего используют фильтры-сепараторы, в конструкции которых имеются три последовательно установ­


    129



    ленных перегородки — фильтрующая, коагулирующая и водоот­талкивающая.

    Фильтрующая перегородка задерживает твердые частицы. Коагулирующая перегородка служит для укрупнения микрока­пель воды до размеров, при которых происходит их выпадение из потока нефтепродукта. Водоотталкивающая перегородка пре­дотвращает проскок отдельных капель воды, прошедших через коагулирующую перегородку и не выпавших в отстойник.

    Недостатки фильтров-сепараторов - резкое снижение эф­фективности водоотделения при повышении вязкости и плотно­сти нефтепродукта и при наличии в нем поверхностно-активных веществ, а также трудоемкость замены фильтрэлементов, выра­ботавших свой ресурс работы.

    Наряду с рассмотренными способами очистки для регенера­ции отработанных масел могут применяться комбинированные способы, основанные на одновременном использовании двух или нескольких силовых полей, а также сочетании силовых по­лей и пористых перегородок.

    Совместное действие силовых полей с фильтрованием через пористые перегородки достигается применением гидродинами­ческих фильтров, фильтрующих центрифуг, магнитных и вибра­ционных фильтров. В гидродинамическом фильтре совмещается действие гидродинамических (инерционных) сил потока масла с фильтрованием. Этим обеспечивается самоочистка фильтрую­щей перегородки в процессе работы. Инерционные силы, дейст­вующие на твердую частицу, возникают при перемещении пото­ка жидкости вдоль фильтрующей перегородки или при принуди­тельном движении перегородки относительно потока жидкости.

    Гидродинамические фильтры с неподвижным фильтрующим элементом, в которых инерционные силы возникают за счет по­тока очищаемого масла, просты по конструкции и в эксплуата­ции, но в них некоторая часть очищаемого масла отводится вме­сте с загрязнениями на сброс, причем, чем выше тонкость очист­ки, тем больше потери масла. Перемещение фильтрующей по­верхности относительно потока масла позволяет избежать по­терь очищаемого продукта, однако при этом усложняется конст­рукция очистителя и возникает потребность в приводе (механи­ческом, электромагнитном и т.д.).


    130



    Эффективность гидродинамических фильтров может быть повышена за счет комплектации их электроосадительным уст­ройством, создающим электрическое поле в отстойной части корпуса фильтра.

    Совмещение действия центробежного поля с фильтрованием осуществляется в фильтрующих центрифугах, у которых стенка ротора имеет перфорацию. Перепад давления на фильтрующей перегородке в этих устройствах создается центробежной силой, а задержка частиц загрязнений осуществляется фильтрующим материалом.

    В магнитных фильтрах совмещены фильтрующие элемен­ты, задерживающие немагнитные частицы, с постоянными маг­нитами для очистки масла от загрязнений ферромагнитного про­исхождения. При этом обычно фильтрующие элементы предо­храняют поверхность магнита от попадания на нее продуктов окисления масла. Эти устройства применяются при регенерации отработанных масел, содержащих большое количество металли­ческих частиц.

    Водная промывка применяется для удаления из масла водо­растворимых низкомолекулярных кислот, солей органических кислот, образующихся при щелочной очистке отработанных ма­сел, а также иногда для частичного удаления из масел углеводо­родных загрязнений в виде кокса. Несмотря на простоту процес­са водной промывки, затруднено поддержание рабочей темпера­туры масла и последующее отделение воды от него.

    При обезвоживании масел выпариванием в резервуарах без давления отработанные масла нагревают до 70...80°С, выдер­живают при этой температуре несколько часов, затем нагревают до 110°С.

    Этот способ требует обеспечения резервуаров обогреватель­ными устройствами (трубчатыми, змеевиковыми, секционными и т. п.), энергоемок и продолжителен по времени.

    Обезвоживание масла можно вести способом массообмена с сухим воздухом путем его барботажной продувки через слой об­водненного продукта, для чего используются проложенные на дне резервуара перфорированные трубы.

    Отработанные моторные масла могут содержать тяжелые фракции горючего, которые удаляются путем испарения при ва­куумной отгонке. Из них получают масляные дистилляты, ис-

    ш



    пользуемые затем в качестве сырья для создания масляных ком­позиций. Перегонка ведется в вакуумной колонне или в колонне с использованием тонкопленочного испарителя. Остаточное давление составляет 8... 12 кПа, температура поддерживается в пределах 218...260 °С на первой стадии и 325...345 °С на вто­рой. Достоинствами этого способа регенерации являются высо­кое качество получаемого продукта, максимальное использова­ние сырья, возможность применения стандартного оборудования нефтепереработки и простота регулирования технологического режима. Его применяют при крупнотоннажной переработке отра­ботанных масел в условиях специализированного производства.

    К физико-химическим способам относятся коагуляция, ад­сорбция и селективное растворение содержащихся в масле за­грязнений. Разновидностью адсорбционной очистки является ионно-обменная очистка.

    Наиболее широкое распространение получил процесс коагу­ляции, т.е. укрупнения частиц загрязнений, которое достигается при использовании в качестве коагулянтов неорганических и ор­ганических электролитов и поверхностно-активных веществ (ПАВ). Указанные соединения полностью удаляют из отрабо­танного масла мелкодисперсные механические примеси, нерас­творимые в масле продукты старения и воду, вызывают сниже­ние кислотного числа, зольности, коксуемости масел.

    Наиболее эффективным коагулянтом является метасиликат натрия. Оптимальная концентрация его водного раствора - 30 %, а расход составляет 5 % от массы очищаемого масла.

    Для повышения качества масла после обработки коагулян­тами осуществляют его адсорбционную очистку, которая заклю­чается в том, что загрязняющие масло продукты адсорбируются гранулами адсорбента, имеющими высокоразвитую поверх­ность. В качестве адсорбентов применяются вещества природно­го происхождения (отбеливающие глины, бокситы, природные цеолиты) и полученные искусственным путем материалы (сили­кагель, алюмогель, синтетические цеолиты).

    Адсорбционная очистка может осуществляться перколяци- онным и контактным способами.

    Перколяционный способ, при котором масло пропускается через адсорбент, позволяет снизить его расход в сравнении с


    132



    контактным способом, предусматривающим перемешивание масла с измельченным адсорбентом. Контактный способ полу­чил более широкое распространение из-за простоты применяе­мого оборудования. К недостаткам этого способа следует отне­сти необходимость утилизации большого количества адсорбента после очистки масла.

    Ионно-обменная очистка основана на способности ионитов (ионно-обменных смол) задерживать загрязнения, диссоции­рующие в растворенном состоянии на ионы. Процесс очистки можно осуществлять контактным способом при перемешивании отработанного масла с зернами ионита размером 0,3...2,0 мм или перколяционным способом при пропускании масла через заполненную ионитом колонну. В результате ионообмена под­вижные ионы в пространственной решетке ионита заменяются ионами загрязнений. Ионообменная очистка позволяет удалить из масла кислотные загрязнения, но не обеспечивает задержки смолистых веществ.

    Селективная очистка отработанных масел основана на рас­творении загрязняющих компонентов в селективных раствори­телях, в качестве которых применяют фурфурол, фенол и его смесь с крезолом, нитробензол, ацетон и другие жидкости. Смесь, полученную в результате обработки масла селективным растворителем, разделяют на две фазы - рафинад (чистое масло, содержащее небольшие примеси растворителя) и экстракт (рас­творитель с содержащимися в нем загрязнениями). Затем произ­водится отгонка растворителя из рафинада и экстракта для по­вторного использования. Селективная очистка может прово­диться в аппаратах типа смеситель-отстойник в сочетании с ис­парителем для отгонки растворителя (ступенчатая экстракция) или в двух колоннах. В этом случае для удаления из масла за­грязнения используют экстракционную колонну, а для отгонки растворителя - ректификационную.

    Химические способы очистки основаны на химическом взаимодействии веществ, загрязняющих отработанные масла, с вводимыми в эти масла реагентами. При этом в результате хи­мических реакций образуются соединения, легко удаляемые из масла. К химическим способам относятся кислотная и щелочная


    133



    очистка, гидрогенизация, а также осушка и очистка от загрязне­ний с помощью оксидов, карбидов и гидридов металлов.

    Кислотная очистка масла концентрированной серной ки­слотой позволяет удалить из масла асфальто-смолистые соеди­нения и другие продукты старения (карбоновые и оксикислоты, фенолы и т. д.). Одновременно с химическими реакциями между серной кислотой и продуктами окисления масел происходит рас­творение в ней некоторых загрязняющих масло веществ (напри­мер, нафтеновых кислот). Для регенерации минеральных масел обычно используется серная кислота концентрацией 93...96 %.

    Щелочная очистка применяется после кислотной для ней­трализации веществ кислого характера (сульфосоединений, наф­теновых кислот, остатков серной кислоты), а также в качестве самостоятельного процесса для нейтрализации органических ки­слот (нафтеновых, оксикарбоновых и др.), образовавшихся в ре­зультате старения масла. При этом образуются водорастворимые соли, удаляемые из масла путем отстаивания. Для регенерации масел используется обычно 2... 10 %-ный раствор едкого натра,

    10..                                       .20%-ный раствор кальцинированной соды или тринатрий- фосфата, иногда применяют гашеную известь. Температура под­держивается в пределах 70...80 °С. Отстаивание водного раство­ра щелочи и продуктов реакции длится 12... 16 ч.

    10.3.    Промышленные установки для регенерации отработанных масел

    В промышленности используются комплектные установки для регенерации отработанных моторных масел, в которых соче­таются различные способы восстановления качества масел до требований стандартов.

    Среди них есть промышленные стационарные установки с большой производительностью и небольшие установки, предна­значенные для очистки масел на транспортных и промышленных предприятиях.

    В ряде случаев целесообразна очистка сравнительно не­больших количеств отработанных масел непосредственно на месте образования с целью повторного их использования. Такая очистка целесообразна в тех случаях, когда ресурс работы при­садок не выработан, а масло требует только очистки от загрязне­


    134



    ний. Для этих целей могут быть использованы малогабаритные передвижные установки небольшой мощности УМЦ-901А и СОГ-904А.

    Установка УМЦ-901А применяется для тонкой очистки ма­сел от механических примесей.

    Установка СОГ, схема которой показана на рис. 10.1, при­меняется для очистки масел, гидравлических и моющих жидко­стей при их регенерации на предприятиях и нефтебазах.


    Рис 10.1. Схема установки СОГ-904А:

    1 - внешний бак; 2 - всасывающий бачок; 3 - всасывающий шланг при работе от внешнего бака; 4 - змеевик регулирования температуры; 5 - корпус;

    6 - приемный штуцер; 7 - напорный шланг;

    8 - кран отбора проб; 9 - крышка для установки промываемых агрегатов;

    10 - выпускной кран; 11 - панель управления; 12 - бак;

    13 - центрифуга; 14 - съемная панель; 15 - тележка;

    16 - кран для работы из бака 12; 17 - сливная пробка


    Для очистки больших количеств отработанных масел ис­пользуют комплектные стационарные установки.

    Установка УРММ-50, предназначенная для регенерации мо­торных масел, позволяет также перерабатывать в полноценные продукты индустриальные и турбинные отработанные масла. Работа установки основана на последовательном сочетании спо­


    Подстыковка промываемого



    17


    16


    135



    собов коагуляции, отстаивания, фильтрации и адсорбции. В ее состав входит следующее оборудование: емкость для приготов­ления коагулянта, мешалка-отстойник, фильтр-водоотделитель, фильтры грубой и тонкой очистки масла, насосы, расходные и накопительные емкости.

    Установка УРМ-100М предназначена для регенерации лю­бых масел, за исключением масел для компрессоров холодиль­ных машин. Технология регенерации масел на этой установке включает коагуляцию, отстаивание, выпаривание, фильтрацию. Установка УРМ-ЮОМ имеет узел подготовки и дозирования в регенерированное масло необходимых присадок. В состав уста­новки входят мешалка-отстойник, электропечь, испаритель, хо­лодильник, вакуум-насос, фильтр-пресс, накопительные и рас­ходные емкости (в том числе емкость-мешалка для присадок и насос-дозатор), а также ряд насосов.

    При переработке отработанных моторных масел по заво­дской технологии из них удаляют все присадки. Из смеси сильно загрязненных отработанных масел можно получить около 70 % полностью восстановленного масла.

    Для получения регенерированных масел разработана уста­новка УПТМ-8К (рис. 10.2).

    В процессе работы установки отработанное масло насосом 2 через фильтр грубой очистки 1 и теплообменник 27 подается в электропечь 16, в которой нагревается до 200 °С и далее подает­ся в испаритель 17, где из масла удаляются вода и легколетучие фракции. Далее масло насосом 26 подается в смеситель 14, куда из емкости приготовления коагулянта 10 насосом 13 подается 20 %-ный раствор коагулянта в количестве 2...3 % производи­тельности установки. Перемешанное с коагулянтом масло по­ступает в автоклав-отстойник 15, где происходит процесс от­стаивания продукта и удаления коагулированных частиц.

    Затем из автоклава-отстойника масло подается во второй испаритель 23 для удаления следов воды. С нижней его части масло насосом 24 через теплообменник 27 и холодильник 28 по­дается в контактную мешалку 6, а затем в фильтр-пресс 9 для проведения контактной доочистки отбеливающей глиной и удале­ния механических примесей с размером частиц более 1...2 мкм. Очищенное масло поступает в двухсекционную емкость 5, отку-


    136



    да насосом 4 перекачивается в емкости регенерированного масла либо возвращается на повторную очистку. Для получения тех­нологических масел предусмотрен фильтр тонкой очистки 29. В этом случае масло после испарителя 23, минуя контактную ме­шалку б и фильтр-пресс 9, подается на фильтр тонкой очистки 29, затем в двухсекционную емкость 5, откуда перекачивается в резервуары регенерированного масла. Характеристики установ­ки представлены в табл. 10.3.


    Метасиликат
    Вод
    а натрия__________

    11 12 13 14            15

    10


    Ш / 1Т*=? -^г^лгж]

    V/ * * - ef°5-T Водогрязевой                                                                   L_ — ~Т^

    шлам _ » У!                               21                *  20


    Отбеливающая глина

    9 8


    Й (

    и “VII

    Т II


    Масло отработанное


    Масло регенерированное


    Рис. 10.2. Технологическая схема установки УПТМ-8К:

    1 - фильтр грубой очистки; 2 - насос-дозатор; 3 - насос;

    4 - узел выдачи готовой продукции; 5 - емкость двухсекционная;

    6 - мешалка контактная; 7 - насос плунжерный; 8 - насос-дозатор;

    9 - фильтр-пресс; 10 - емкость приготовления коагулянта;11 - насос;

    12 - фильтр грубой очистки; 13 - насос-дозатор; 14 - смеситель;

    15 - автоклав-отстойник; 16 - электропечь; 17 - испаритель; 18 - насос вакуумный; 19 - сборник отгона; 20 и 21 - холодильники-конденсаторы; 22 - адсорбер;

    23 - испаритель; 24 - насос-дозатор; 25 - холодильник; 26 - насос-дозатор;

    27 - теплообменник; 28 - холодильник;

    29 - фильтр тонкой очистки


    В качестве фильтров тонкой очистки на регенерационных установках может использоваться фильтр марки ФОСН-бО (рис. 10.3), представляющий собой цилиндрический корпус 1 со съемной крышкой 3 и фильтрующими элементами 2, имеющий


    137



    патрубки диаметром 150 мм для подвода 6 и слива 7 масла, а также патрубок 8 меньшего диаметра для слива отстоя.

    Таблица 10.3

    __________ Технические характеристики установки УПТМ-8К____________


    Характеристика

    Единица

    измерения

    Значение

    характеристики

    Производительность

    л/мин

    4

    Выход очищенного масла, не менее

    %

    85

    Установленная мощность

    кВт

    120

    Г абариты:

    мм

     

    -длина

     

    4000

    - ширина

     

    2000

    - высота

     

    2400

    10



    Рис. 10.3. Конструкция фильтра ФОСН-бО для тонкой очистки масла:

    1 - корпус; 2 - фильтрующий элемент; 3 - крышка; 4 - манометр;

    5 - маспоприемник; 6 - входной патрубок; 7 - выходной патрубок;

    8 - патрубок для слива отстоя; 9 - прижимная гайка;

    10 - штуцер для выхода воздуха


    Масло, поступающее в фильтр для тонкой очистки, нагнета­ется насосом под давлением 0,6 МПа. В качестве сменных фильтрующих элементов используются фильтрэлементы Регот- мас 561-1 с различной тонкостью фильтрации. В зависимости от


    138




    марки фильтрэлемента фильтр обеспечивает тонкость фильтра­ции от 5 до 60 мкм и пропускную способность от 10 до 90 м3/ч соответственно.

    Большая фильтрующая поверхность фильтрэлементов (от 9,4 до 14,3 м2 в зависимости от марки) обеспечивает значитель­ный ресурс их работы до замены.

    10.4.   Сжигание отработанных масел

    Нефтеотходы, которые нельзя регенерировать, подвергаются сжиганию. При горении таких отходов, содержащих значитель­ное количество воды, происходят сложные химические процес­сы, связанные с испарением воды и наличием ее паров в зоне пламени. Это повышает скорость горения отходов вследствие увеличения количества активных центров, каковыми являются положительно и отрицательно заряженные ионы, образующиеся в результате диссоциации воды. Появление в зоне пламени об­водненного нефтепродукта большого числа активных центров атомарного водорода Н+ и гидроксила ОН- во много раз ускоря­ет реакцию его окисления.

    Вода не только является инициатором реакции, но и участ­вует в протекании самих реакций. Это подтверждается измене­нием интенсивности свечения пламени, которое наблюдается с увеличением содержания воды в смеси. При сжигании обвод­ненных топлив уменьшается дымление, которое является след­ствием дефицита кислорода в зоне протекания реакции.

    Процесс сжигания нефтесодержащих отходов может реали­зовываться в топках различной конструкции: камерных, циклон­ных, надел оевых.

    Для сжигания нефтесодержащих жидких отходов, в том числе отработанных минеральных масел, не подлежащих реге­нерации, представляет интерес мобильная установка, смонтиро­ванная на двухосном шасси-прицепе МАЗ 5224В, основным элементом которой является циклонная печь. В состав установки входят камеры сгорания и выброса, нагреватель, емкости с топ­ливом и водой, центробежный и струйный насосы, запорно- регулирующая аппаратура и система управления.

    Циклонный принцип организации сжигания создает хоро­шую турбулизацию веществ, подаваемых в камеру.


    139



    Отработанные минеральные масла после некоторой перера­ботки могут быть превращены в полноценное топливо, ничем не уступающее продуктам переработки сырой нефти. С этой целью их подвергают термическому крекингу и дистилляции.

    Установки, разработанные для этих процессов, включают реактор, дефлегматор, холодильник, камеру дожигания легколе­тучих фракций, центрифугу, фильтры. При необходимости про­изводства фракций нефтепродуктов с узким диапазоном темпе­ратур кипения (например, бензина, дизельного топлива, мазута) установка доукомплектовывается дистилляционной колонной.

    Промышленность производит экономичные отопители про­изводственных и складских помещений, работающие на отрабо­танных моторных маслах, загрязненном дизельном топливе и других нефтепродуктах (табл. 10.4).

    Отопители обеспечивают полное сгорание отработанных нефтепродуктов без дыма и запаха, которое осуществляется с помощью специального испарителя. Сбор несгоревших остатков на тарелке позволяет исключить загрязнение дымовых газов и обеспечить необходимые санитарно-гигиенические требования.

    Таким образом, отработанные моторные масла и другие нефтепродукты являются ценным вторичным сырьем, утилиза­ция которого может осуществляться различными способами, по­зволяющими получать регенерированные продукты высокого качества. Для реализации этих процессов выпускаются ком­плектные установки разной производительности, пригодные для использования как на небольших транспортных предприятиях, так и на крупных регенерационных станциях.

    Сильно загрязненные отработанные масла могут использо­ваться в качестве топлива для получения тепловой энергии. Их сжигание должно производиться в специальных установках, ис­ключающих загрязнение окружающей среды токсичными про­дуктами, содержащимися в дымовых газах.


    140



    Таблица 10.4

    Технологические характеристики обогревателей «Thermobile»__________________________


    Показатели

    АТ 306

    АТ 305/307

    AT 400/400С

    AT 500/500С

    АТА 70

    АТА 100

    Тепловая мощность, кВт

    20,0...29,0

    20,0..29,0

    16,0...41,0

    35,0... 58,0

    66,0

    100,0

    Расход топлива, л/ч

    2,0...3,0

    2,0...3,0

    2,5...4,3

    3,8...6,2

    6,8

    11,8

    Емкость топливного бака, л

    50

    50

    42

    58

    40

    40

    Производительность вентилятора, м3

    Нет

    1000

    3000

    4200

    5500

    8000

    Потребляемая электрическая мощность, Вт

    50

    175

    220

    440

    1760

    2020

    Диаметр отводной трубы, мм

    130

    130

    130

    180

    180

    180

    Г абаритные размеры, мм:

    - длина

    690

    870

    880

    980

    1310

    1600

    - ширина

    540

    540

    750

    850

    870

    1090

    - высота

    1160

    1360

    1030

    1270

    1870

    2280

    Масса без топлива, кг

    60

    74/83

    130

    175

    280

    450

    Объем

    обогреваемого помещения, м3

    700

    750

    1100/1000

    1500/1300

    1800

    3000


    Контрольные вопросы

    1.    Каковы причины и виды загрязнений моторных масел?

    2.    Дайте классификацию отработанных моторных масел согласно ГОСТ 21046-86 «Нефтепродукты отработанные. Общие технические ус­ловия».

    3.    Расскажите о процессах и аппаратах, используемых при регенера­ции отработанных моторных масел.

    4.    Расскажите о промышленных установках для регенерации отра­ботанных моторных масел.

    5.    Расскажите об использовании отработанных моторных масел в качестве энергетических ресурсов.


    142



    11.  

                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется