|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ

    К текстильным материалам относятся ткани, трикотаж, ков­ры, нетканые полотна, сети, нити, веревки, канаты и другие из­делия, изготовленные из волокон и нитей. Их структура зависит от технологии производства.

    Волокна и нити, используемые при изготовлении текстиль­ных материалов, имеют, как правило, полимерную природу и могут быть натуральными (лен, хлопок и др.), искусственными (вискоза) и синтетическими (полиамид, полиэфир и др.).

    Текстильные материалы с древних времен широко исполь­зуются в быту, а также применяются в различных отраслях про­мышленности как конструкционные элементы различных изде­лий и в качестве вспомогательных технологических материалов, например для фильтрации, полировки, упаковки, протирки и т.д.

    11.1.   Применение текстильных материалов в современных автомобилях

    В автомобилестроении текстильные материалы широко применяются для обеспечения комфортабельности и безопасно­сти пассажиров. Объем их применения в автомобиле среднего класса составляет 2.. .3 % по массе и постоянно растет.

    В 2000 г. масса всех текстильных материалов в таком авто­мобиле составляла 20 кг, прогнозируется увеличение использо­вания текстильных материалов в 2010 и 2020 гг. до 26 и 35 кг соответственно. В табл. 11.1 приведены сведения об объемах применения текстильных материалов в автомобиле среднего класса.

    Дальнейшее увеличение использования текстильных мате­риалов возможно за счет применения объемных нетканых мате­риалов взамен пенополиуретана при изготовлении подушек и спинок сидений автомобиля. Это позволит не только повысить его комфортабельность, но и облегчит рециклинг материалов при утилизации.


    143



    Таблица 11л

    Виды и объемы применения текстильных материалов ______________ е легковом автомобиле_______________________


    Виды материалов

    Объемы применения, кг

    Облицовочные

    1,6

    Ковровые

    3,5

    Шумопоглощакхцие

    4,5

    Обивочные для сидений

    3,9

    Шинный корд

    1,6

    Ремни безопасности

    0.9

    Подушки безопасности

    1,8

    Фильтровальные, нагревательные и др.

    2.2

    11.2.    Технологии утилизации текстильных отходов

    Рациональное использование текстильных отходов имеет важное хозяйственное значение, поскольку значительную часть волокнистого сырья, используемого при изготовлении текстиля, Россия ввозит из-за рубежа.

    В то же время многие виды текстильных изделий техниче­ского назначения, в частности разнообразные обивочные, звуко- и теплоизоляционные материалы для средств транспорта, гео- текстильные материалы для дорожного строительства, гидроме­лиоративных работ, различного рода прокладочные материалы, техническая вата и т.п., могут изготавливаться из вторичных во­локон по технологии производства нетканых материалов.

    Любое использование текстильных отходов предусматривает их предварительную подготовку и разволокнение. Объем подготови­тельных работ зависит от вида и степени загрязнения отходов.

    Первичная обработка текстильных отходов состоит из сле­дующих стадий: дезинфекции, обеспыливания, сортировки, стирки, химчистки, резки, замасливания и разволокнения. В за­висимости от вида и состояния текстильных отходов некоторые из стадий процесса могут быть опущены.

    Дезинфекция текстильных отходов производится для унич­тожения бактерий и насекомых. Процесс осуществляется в ста­ционарных запаривающих камерах (например, АДТ-1 или АДТ-2), работающих при 115... 116 °С и давлении 0,2 МПа. Нор­ма загрузки камеры составляет 80-100 кг/м3, расход пара

    0,                          25...0,4 кг/м3, продолжительность обработки 60 мин. В по­


    144



    следние годы разработаны новые, более совершенные способы дезинфекции: с помощью переменного электрического поля вы­сокой частоты, ультразвука, ультрафиолетового и инфракрасно­го излучений, у-облучения, озона.

    Обеспыливание текстильных отходов применяется с целью улучшения условий труда при дальнейшей сортировке и для по­вышения эффективности химической чистки. Основным рабо­чим органом обеспыливающих машин типа МОВ-1 является ба­рабан с лопастями и шипами. В процессе обеспыливания отделя­ется до 30 % пыли и мелких твердых частиц, которые удаляются с помощью вентиляторов. Производительность таких машин достигает 1400 кг/ч. Более прогрессивны комбинированные ма­шины, в которых производятся одновременно и обеспыливание, и разволокнение текстильных отходов.

    Сортировка текстильных отходов производится с целью удаления застежек, кнопок и других нетекстильных элементов изделий. Сортировка осуществляется вручную на сортировочных столиках, оборудованных дисковыми и ленточными ножами.

    Стирка текстильных отходов производится в стиральных машинах периодического действия СМО-ЮО и ПК-53А. Более прогрессивны стиральные машины непрерывного действия, ра­ботающие по принципу противотока, когда загрязненные отходы подаются в линию с одной стороны, а чистая вода - с противо­положной. В состав непрерывной моющей установки входят аг­регаты мойки, отжима и сушки. Поточные линии КП-704, КП-708 отечественного производства, работающие в автомати­ческом режиме, состоят из загрузочного устройства, моечной машины тоннельного типа, системы трубопроводов, отжимного устройства, сушильно-растрясочной машины.

    Химическая чистка сильно загрязненных и засаленных текстильных материалов производится на машинах КХ-007, КХ-012. Применение химической чистки вместо стирки позво­ляет сохранить прочность волокон, сокращает продолжитель­ность и стоимость обработки, повышает производительность труда.

    Предварительно отходы обрабатывают высококонцентриро­ванным раствором щелочи, а затем, после отжима - органиче­ским растворителем. Для удаления масла с текстильных отходов


    145



    используют эмульсию перхлорэтилена (или трихлорэтилена) в воде, нагретую до 40-50 °С.

    Резка очищенных отходов производится на специальных машинах, которые состоят из питающего и транспортирующего устройств и режущего механизма гильотинного или роторного типа. С помощью гильотинных режущих машин перерабатыва­ются сильно спрессованные кипы отходов, которые разрезаются на полоски определенной ширины с помощью падающего вниз ножа. Машины гильотинного типа имеют ряд недостатков, глав­ным из которых является необходимость частой остановки для заточки режущей кромки ножа, а также для регулировки зазора.

    Более широкое применение нашли роторные машины, обо­рудованные ротором, на котором закреплены ножи или диски, нарезающие материал на пласты определенной ширины. Шири­на пласта регулируется путем изменения скорости движения транспортера, подающего кипу отходов. Однако роторные высо­копроизводительные машины не всегда пригодны для перера­ботки текстильных отходов из синтетических волокон, так как при большой скорости резки ножи ротора разогреваются до тем­пературы, при которой возможно оплавление термопластичного полимера, из которого изготовлены волокна.

    Замасливание текстильных отходов из натуральных воло­кон производится с целью облегчения важнейшей операции - разволокнения. В зависимости от состава и вида отходов приме­няют различные замасливатели, количество которых достигает 10 % от массы отходов. Текстильные отходы из синтетических волокон поступают на разволокнение без замасливания, но ув­лажненными.

    В качестве замасливателей используются поверхностно­активные вещества. Наиболее распространены оксиэтилирован- ные синтетические кислоты (лауриновая, стеариновая и олеино­вая), а также некоторые оксиэтилированные жирные спирты.

    Кроме того, применяются сульфоэфиры высших жирных спиртов и ненасыщенных кислот. Применение минеральных ма­сел для замасливания текстильных отходов нежелательно, так как они содержат неомыляемые компоненты, которые отрица­тельно влияют на процесс последующей отделки текстильных материалов.


    146



    Разволокнение замасленных отходов осуществляется на щипальных машинах, где и происходит превращение отходов во вторичное волокно, которое затем используется при выработке всевозможных текстильных материалов: тканей, трикотажа, ков­ров, нетканых материалов и др.

    Принцип действия большинства используемых щипальных машин основан на разрушении текстильных отходов с помощью щипальных барабанов, на поверхности которых расположена гарнитура - разрыхляющие сегменты с зубчатой поверхностью.

    На рис. 11.1 показана линия фирмы «Лярош» (Франция) производительностью 1500 кг/ч для подготовки и разволокнения отходов текстильных материалов.



    Кипы отходов освобождают от обручей и упаковки непо­средственно на ленточном конвейере и помещают в бункер реза­тельной машины. С помощью специального устройства кипы подают на режущий механизм 1, который отрезает от них пла­сты. Толщина нарезаемых пластов предварительно устанавлива­ется с помощью специального счетчика и может регулироваться в пределах 10...220 мм с интервалом 10 мм.

    Отрезанные пласты подаются на наклонный ленточный кон­вейер 2, с помощью которого они перемещаются для дальнейше­го измельчения на ротационную резательную машину 3. Пи­тающий конвейер машины снабжен электромагнитным сепара­тором для отделения металлических включений.

    Нарезанные отходы с помощью конвейера, вентилятора 4 и конденсера 5 подаются в бункер 6, оборудованный регулятором уровня заполнения. С помощью валиков материал поступает к вентилятору 7 и второму конденсеру 8, который заполняет регу­лирующую трубу 9, также имеющую регулятор уровня. Благода­


    147



    ря этому на щипальную машину 10 поступает равномерный по толщине пласт материала. Щипальная машина является самой важной частью технологической линии. Основное ее назначе­ние - разволокнение нарезанных отходов.

    Щипальная машина может иметь разное количество секций для разволокнения отходов (до 6) в зависимости от качества пе­рерабатываемых отходов. Каждая секция имеет щипальный ба­рабан с круглыми иглами и перфорированный барабан, с которо­го разволокненные отходы подаются на следующую секцию щи­пальной машины. Недостаточно разволокненные отходы авто­матически возвращаются в питающее устройство и вновь посту­пают на щипальный барабан. Секции отличаются количеством и номером игл на щипальном барабане.

    После разволокнения восстановленные волокна прессуются в кипы или наслаиваются в камере. Пресс 13 питается от кон- денсера 11 и резервного бункера 12.

    Современные щипальные машины позволяют получить вы­сокую степень разволокнения отходов и уменьшить поврежде­ние образующихся волокон. Перспективными технологиями разволокнения текстильных отходов являются процессы, осно­ванные на использовании ультразвука, водяного пара и сжатого воздуха, которые существенно облегчают и ускоряют отделение волокон друг от друга. При этих процессах разволокнение отхо­дов происходит в щадящих условиях, без разрушения структуры волокна и снижения его прочности.

    В современном текстильном производстве все перечислен­ные операции процесса утилизации текстильных отходов осуще­ствляются на поточных линиях. Обслуживание линий - автома­тическое с помощью системы управления, которая:

    -    отключает линию в случае каких-либо неполадок;

    -    координирует работу отдельных машин;

    -    осуществляет управление питателями, режущими ножами, пневмотранспортом, замасливающим устройством и другими аг­регатами;

    -    сигнализирует о перебоях в работе агрегатов (отсутствии сырья, вспомогательных веществ и др.).


    148



    Вторичные, или восстановленные, волокна являются цен­ным сырьем для текстильной промышленности. Их используют как в смеси с первичным волокном, так и без него.

    При смешении восстановленного волокна с первичным по­лучают сырье для высококачественной пряжи, идущей на произ­водство всех видов текстильных материалов. Содержание вто­ричного волокна в смеси может достигать 80-90 % в зависимо­сти от назначения пряжи и материала. Ряд текстильных материа­лов технического назначения может изготавливаться полностью из восстановленных волокон.

    11.3.    Производство нетканых материалов из вторичных волокон

    Восстановленные текстильные волокна широко используют­ся для производства нетканых материалов, которые изготавли­вают, минуя стадию выработки пряжи. Технология производства нетканых материалов имеет следующие преимущества:

    -      сокращает производственный цикл и интенсифицирует производство;

    -      позволяет использовать регенерированные волокна;

    -      дает возможность быстро менять ассортимент выпускае­мой продукции;

    -      снижает себестоимость продукции;

    -      сокращает расход материальных и энергетических ресурсов.

    Нетканые текстильные материалы (НТМ) получают различ­ными способами, но все они включают следующие обязательные стадии процесса: смешивание волокон; формирование холста из волокон; закрепление нетканого холста. Холст в различных се­чениях имеет одинаковую толщину, плотность и заданное рас­положение волокон, обладающих необходимой длиной.

    Свойства НТМ зависят от их структуры, на которую влияют:

    -      характеристики волокнистого сырья;

    -      технология формирования и закрепления холста;

    -      расположение волокон в холсте.

    Формирование холста из вторичных волокон возможно ме­ханическим, аэро- и гидродинамическим способами.


    149



    Механическое холстообразование осуществляется с помо­щью чесальных машин, которые позволяют получить холст за­данной ширины и развеса. Способ отличают хорошее разрыхле­ние и смешивание различных волокон, а также возможность пе­реработки волокна, неоднородного по качеству. Этим способом из текстильных отходов изготавливают НТМ среднетяжелого и тяжелого типов. Для получения холстов большой массы холсто­образующие машины агрегируются последовательно, что позво­ляет наслаивать слои друг на друга.

    Аэродинамическое формирование осуществляется с помо­щью воздушного потока, который транспортирует волокно в зо­ну образования холста.

    Технология аэродинамического холстообразования ясна из схемы, приведенной на рис. 11.2.



    Разрыхленные волокна подаются транспортером на быстро вращающийся расчесывающий барабан и захватываются им с помощью специальной зубчатой гарнитуры. Под действием цен­тробежной силы и воздушного потока волокна отделяются от гарнитуры барабана, направляются на поверхность перфориро­ванного конвейера и осаждаются на нем. Одним из главных тех­нических параметров процесса является скорость воздушного потока. Скорость формирования холста достигает 80 м/мин.


    150



    Данный способ холстообразования позволяет:

    -    изготавливать изотропный холст с одинаковыми свойст­вами в различных направлениях;

    -    перерабатывать волокна, значительно отличающиеся по свойствам и длине;

    -    быстро изменять поверхностную плотность холста.

    Гидродинамический способ холстообразования (его иногда

    называют мокрым или бумагоделательным) реализуется с по­мощью воды, которая является одновременно дисперсионной средой для волокна и транспортирующим агентом для его пере­мещения в зону образования холста.

    Гидродинамический способ образования холста позволяет:

    -    использовать короткие дешевые волокна, образующиеся при переработке отходов;

    -    смешивать в любом соотношении волокна различного ви­да и происхождения;

    -    получать изотропное полотно, свойства которого одинако­вы во всех направлениях.

    При производстве холста гидродинамическим способом можно использовать не только короткие регенерированные тек­стильные волокна, но и целлюлозные и другие трудно перераба­тываемые иными способами волокна.

    При этом способе в специальных емкостях образуется дис­персия волокна в воде с концентрацией 0,01...0,1 %. Дисперсия перемешивается с помощью лопастной мешалки и подается на наклонное сито в зону формирования холста. Вода, прошедшая через сито, возвращается в производственный цикл, а сформиро­ванный холст перемещается в сушилку. Скорость выпуска хол­ста этим способом на современных машинах достигает 400 м/мин при ширине полотна 5 м.

    Производство нетканых текстильных материалов из сфор­мированного волокнистого холста осуществляется иглопробив­ным, вязально-прошивным и клеевым способами.

    Самой распространенной является иглопробивная техноло­гия, при которой можно использовать холсты, сформированные механическим и аэродинамическим способами. Закрепление холста при этом способе производится с помощью иглопрокалы-


    151



    вания многопозиционной игольчатой гарнитурой, которая со­вершает возвратно-поступательные движения с большой часто­той в плоскости, перпендикулярной движению волокнистого холста. Многочисленные иглы, проходя через холст, захватыва­ют волокна и прошивают его при движении в обратном направ­лении. По этой технологии производят НТМ из холста плотно­стью 50...2000 г/м2, а иногда и до 5000 г/м2. Иглопробивные не­тканые материалы используют для производства напольных по­крытий (ковров); технических войлоков; объемных прокладок для швейной промышленности; тепло-, звукоизоляционных, фильтровальных и других материалов.

    Например, в конструкции автомобилей широко используют тепло-, звукоизоляционные материалы с поверхностной плотно­стью 1000 г/м2, полученные иглопробивным способом из тек­стильных отходов. Такие материалы, изготавливаемые полно­стью из восстановленных волокон, обладают прекрасными аку­стическими и механическими свойствами.

    Иглопробивным способом изготавливаются и геотекстиль- ные материалы. Они имеют поверхностную плотность

    100..       . 1500 г/м2, ширину до 6 м и предназначены для фильтрации, армирования и стабилизации насыпаемого на них грунта. Гео- текстильные материалы используют при строительстве желез­ных и автомобильных дорог, для защиты почвы от эрозии, для укрепления берегов каналов, водохранилищ, пляжей, дамб, на­сыпей, при строительстве спортивных площадок, взлетно- посадочных полос аэродромов и для других целей. Срок службы материалов, изготовленных из восстановленных синтетических волокон, составляет более 20 лет, поскольку они не подвержены гниению. Наиболее целесообразно при производстве геотек- стильных материалов использовать полиэфирные и полипропи­леновые волокна, полученные из отходов.

    При вязально-прошивной технологии закрепление холста производится с помощью ниток.

    Вязально-прошивные нетканые материалы из восстановлен­ных волокон используют при изготовлении одеял, упаковочных материалов, подкладочных материалов для мебели, обуви, лино­леума и других целей.


    152



    При клеевой технологии холст закрепляется путем пропитки дисперсией связующего вещества или оплавлением части тер­мопластичных волокон, входящих в состав полотна.

    Для пропитки холста применяются полиакрилатные диспер­сии, бутадиен-стирольные и бутадиен-акрилонитрильные латек- сы, связующие вещества на основе поливинилацетата, полиуре­тана и др.

    Закрепление холста по другому способу изготовления клее­ного НТМ достигается путем тепловой обработки, в результате которой часть волокон с более низкой температурой плавления, чем у основной массы волокон, оплавляется и скрепляет весь холст. В качестве оплавляемых применяют волокна из поли- винлхлорида, полиэтилена, полипропилена. Технологическая схема производства клееного НТМ с закреплением холста с по­мощью волокон из термоплавких полимеров состоит из опера­ций по формированию холста и его термической обработки. Та­кая технология по сравнению с пропиткой холста дисперсией связующего и последующей сушкой имеет следующие преиму­щества:

    -       возможность использования для скрепления холста деше­вых полимерных волокон;

    -       более высокую производительность;

    -       меньшие площади, занимаемые оборудованием;

    -       отсутствие сточных вод и вредных выбросов;

    -       менее высокую энергоемкость.

    В последние годы разработаны принципиально иные, хими­ческие способы переработки отходов текстильных материалов из синтетических волокон.

    Один из таких способов заключается в измельчении отходов и подаче их шнеком на специальный экструдер-гранулятор, где они расплавляются и выдавливаются в виде гранул. Благодаря специальной конструкции экструдера в него одновременно с текстильными отходами подается первичный полимерный мате­риал, который смешивается с расплавленными отходами, что по­зволяет повысить свойства получаемых гранул.

    Другим нетрадиционным способом переработки отходов текстильных материалов из синтетических волокон является


    153



    экстрагирование селективными растворителями полимерной части смешанных отходов, благодаря которому можно получать очищенный от всех примесей волокнообразующий полимер. Технологический процесс регенерации синтетического полимера из текстильных отходов состоит из следующих стадий: измель­чения отходов; растворения их в селективном растворителе; от­деления раствора от нерастворимых примесей с помощью фильтрации; высадки полимера из растворителя путем смешения раствора с водой; сушки и грануляции полимера.

    Таким образом, современная промышленность располагает различными технологиями и оборудованием для переработки текстильных отходов, образующихся при утилизации автомоби­лей. Окончательное решение о выборе того или иного способа переработки может быть принято после технико-экономического анализа, позволяющего учесть все расходы, в том числе транс­портные (на доставку отходов) и энергетические (на проведение техпроцесса), а также наличие устойчивого спроса на продук­цию, полученную из перерабатываемых отходов.

    Контрольные вопросы

    1.    Расскажите о видах и применении в автомобилестроении тек­стильных материалов.

    2.    Назовите основные стадии процесса утилизации отходов тек­стильных материалов.

    3.    Расскажите о процессах и аппаратах, используемых при произ­водстве нетканых текстильных материалов из вторичных волокон.


    154



    12. 

                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется