|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ


    14.1.    Охрана окружающей среды

    Утилизация автомобилей связана со сложными технологи­ческими процессами машиностроительного, металлургического, химического и других производств. При осуществлении этих процессов образуются твердые, жидкие и газообразные отходы.

    С целью охраны окружающей среды должна быть обеспече­на безопасность жизнедеятельности предприятий, занятых ути­лизацией автомобилей и восстановлением снятых с них деталей и агрегатов.

    При утилизации автомобилей и автокомпонентов образуют­ся сточные воды, содержащие дисперсные и растворенные при­меси минерального и органического происхождения, в т.ч. мас­ла, растворители, песок, всевозможные оксиды металлов, части­цы полимеров и др. Поэтому для защиты окружающей среды предприятия, занятые утилизацией автомобилей и автокомпо­нентов, должны иметь оборотное водоснабжение. Образующие­ся сточные воды должны очищаться от содержащихся примесей. Очистка сточных вод производится механическими, химически­ми и биохимическими способами.

    Для очистки сточных вод широко используют отстаивание, фильтрацию, флотацию, нейтрализацию, очистку в аэротенках, коагуляцию, флокуляцию и другие способы.

    Очищенные сточные воды возвращаются в производствен­ный цикл. Образовавшиеся при очистке сточных вод отходы в зависимости от ценности или токсичности содержащихся в них продуктов утилизируются, сжигаются либо захораниваются.

    Газовые выбросы предприятий, занятых утилизацией авто­мобилей и их компонентов, содержат значительное количество дисперсных частиц и токсичных продуктов. Среди них пыль различной природы и состава, растворители, сажа, зола, различ­ные аэрозоли, соединения серы, азота, оксиды металлов и др.

    Очистка атмосферных выбросов производится физическими, химическими и физико-химическими способами. Для очистки газов от твердых дисперсных частиц широко используют рукав­


    163



    ные и электрические фильтры, адсорберы, циклоны, жалюзий- ные очистители и другие аппараты.

    Для улавливания растворителей и других загрязнителей, на­ходящихся в очищаемых газах в газообразном и жидком состоя­ниях, используют адсорберы и скрубберы.

    Некоторые газы, содержащие горючие продукты, сжигают, в т.ч. с использованием катализаторов.

    При очистке аспирационных газов необходимо соблюдать государственные нормы предельно-допустимых концентраций (ПДК) токсичных продуктов в промышленных выбросах.

    Переработка твердых отходов, образующихся при утилиза­ции автомобилей и их компонентов, осуществляется с использо­ванием физических, физико-химических и химических способов, в основе которых лежат видовая сепарация и последующая пе­реработка по специальным технологиям разделенных по видам отходов с получением вторичных материальных ресурсов.

    Часть отходов, не подлежащих утилизации по технологиче­ским или экономическим причинам, может сжигаться с получе­нием энергетических ресурсов. При сжигании отходов утилиза­ции автомобилей необходимо обеспечивать многостадийную очистку продуктов горения до требований государственных са­нитарных норм.

    При захоронении неутилизируемых и негорючих отходов на полигонах твердых бытовых отходов (ТБО) также необходимо руководствоваться принятыми санитарными нормами, учитывая их токсичность, пожароопасность и допустимые нормы для со­вместного захоронения с ТБО.

    14.2.   Техника безопасности при утилизации автомобилей

    Используемое при утилизации автомобилей и автокомпо­нентов оборудование и сами отходы могут являться источника­ми травматизма, профзаболеваний, пожаро- и взрывоопасности и наносить ущерб жизни и здоровью обслуживающего персона­ла. Поэтому при выполнении этих работ требуется тщательное соблюдение как общих, так и специальных правил безопасности.


    164



    Мероприятия, направленные на обеспечение безопасности, в соответствии с ГОСТ 12.3.002-75 должны быть предусмотрены на стадии подготовки технологического проекта и разработки конструкторской документации.

    При организации работ по утилизации автокомпонентов следует учитывать строительные нормы и правила (СНиП), Пра­вила эксплуатации сосудов, работающих под давлением, Прави­ла эксплуатации электроустановок, Правила эксплуатации подъ- емно-транспортных механизмов и др.

    При этом следует руководствоваться Правилами по охране труда при использовании химических веществ, Правилами по охране труда при выполнении кузнечно-прессовых работ, а так­же Правилами по охране труда для машиностроительных пред­приятий, разработанными Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

    Наряду с общими мерами безопасного ведения работ при ути­лизации автомобилей следует предусматривать и специальные ме­ры, характерные именно для этих технологических процессов.

    Одно из важных требований, которые следует соблюдать при утилизации отходов, состоит в необходимости их раздель­ного сбора, хранения, транспортировки и переработки, посколь­ку некоторые отходы, являясь нетоксичными и непожароопас­ными, контактируя друг с другом, могут стать опасными.

    Все поступающие на переработку отходы должны иметь паспорт с описанием природы отхода, его свойств и происхож­дения, что позволяет принять правильные меры безопасного ве­дения работ. В частности, в техническом паспорте на отходы должны быть отражены следующие сведения: пожаро- и взры­воопасность, токсичность, стабильность, химическая активность, физико-механические свойства и др.

    При утилизации автотранспортных средств необходимо кон­тролировать наличие в них остатков топлива, горюче-смазочных материалов, которые должны быть полностью удалены из расход­ных емкостей и трубопроводов перед началом работ.

    Одной из важнейших операций, используемых при перера­ботке практически всех видов твердых отходов, является из­мельчение с последующей сортировкой по крупности. Для из­мельчения применяются различные дробилки и мельницы, а для


    165



    сортировки — грохоты, большинство из которых являются виб­рационными.

    При дроблении и сортировке отходов, помимо вредного воз­действия самих отходов, значительную опасность для работаю­щих представляет шум, источниками которого являются дро­билки, грохоты и другое оборудование.

    Шум - это хаотическое сочетание звуковых колебаний, раз­личных по интенсивности и частоте. Различают низко-, средне- и высокочастотные шумы. Они оказывают вредное воздействие на организм человека. Длительное воздействие шума приводит к расстройствам нервной системы, нарушению работы сердечно­сосудистой системы, ухудшению слуха, а иногда и полной глу­хоте. Производственный шум снижает работоспособность, уменьшает производительность труда, является причиной трав­матизма из-за ослабления внимания работающих. Поэтому при проектировании предприятий по утилизации автомобилей, особен­но участков по дроблению и сортировке, необходимо предусматри­вать комплекс мер по снижению шума в соответствии с ГОСТ 12.1.003-83 «ССБТ. Шум, общие требования безопасности».

    Шум на рабочем месте не должен превышать предельно до­пустимых уровней (ПДУ), т.е. ежедневной дозы воздействия, не вызывающей у человека биологических изменений. Предельно допустимые уровни воздействия шума приведены в табл. 14.1.


    Таблица 14.1


    Уровень шума, дБ(А)

    90

    93

    96

    99

    102

    105

    108

    114

    117

    120

    Допустимая продолжительность воздействия, ч

    8

    4

    2

    1

    0,5

    0,25

    0,12

    0,03

    0,02

    0,01

    Наибольшее снижение уровня шума в помещении достига­ется при одновременном применении звукоизолирующих, зву­копоглощающих, звукоотражающих и вибропоглощающих ма­териалов и конструкций.

    Помещения, в которых установлено дробильное оборудова­ние, необходимо отделять от других звукоизолирующими пере­городками. Хорошими звукоизолирующими свойствами обла­дают пористые материалы с замкнутым строением ячеек (пено- полиэтилен, ячеистый бетон и др.). В отдельных случаях такое


    166



    оборудование следует капсулировать в звукоизолирующие ка­бины, а управление им осуществлять с пульта, удаленного от источника шума на значительное расстояние. Такие помещения необходимо отделывать звукопоглощающими материалами, спо­собными поглощать падающую на них звуковую энергию и пре­образовывать ее в тепловую.

    Хорошими звукопоглощающими свойствами обладают ми­неральная вата, пенополиуретан с открытыми ячейками, мягкие перфорированные древесноволокнистые плиты и другие мате­риалы. Звукоизоляционные и звукопоглощающие материалы помимо основных свойств, связанных с их назначением, должны отвечать ряду специфических требований, вытекающих из усло­вий их применения в конкретных конструкциях. Они должны обладать необходимыми прочностными, санитарно- гигиеническими, противопожарными и другими свойствами, пе­речень и значение которых зависят от условий работы.

    Другим видом негативного воздействия на рабочих, занятых дроблением, является вибрация. Длительное воздействие вибра­ции на человека приводит к профзаболеваниям: у него изменяет­ся давление, повышается утомляемость, появляется вибрацион­ная болезнь (табл. 14.2). Воздействие вибрации на работающих должно быть ограничено в соответствии с ГОСТ 12.1.012-90 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования».


    Таблица 14.2

    Влияние вибрации на человека____________________


    Частота колебаний, Гц

    Амплитуда колебаний, мм

    Характер

    воздействия

    40... 50

    0,016...0,05

    Нервное возбуждение, депрессия

    40...50

    0,05...0,1

    Поражение нервной системы, сердца, органов слуха

    40...50

    СО

    о

    о

    Образование застойных очагов возбуждения, возможность развития вибрационной болезни

    СП

    о

    о

    о

    о

    о

    со

    Поражение центральной нервной системы, сердца, органов слуха, развитие вибрационной болезни

    167



    Для гашения вибрации и снижения ее воздействия приме­няют меры, предусмотренные ГОСТ 26568-85 «Вибрация. Мето­ды и средства защиты. Классификация». В частности, с этой це­лью вибрационные грохоты подвешивают на пружинах и рес­сорных амортизаторах, фундаменты дробильного оборудования виброизолируют по всему периметру с тем, чтобы предотвра­тить передачу виброколебаний через грунт.

    Для гашения колебаний оборудования применяют комбини­рованные амортизаторы, состоящие из стальных пружин и рези­новых прокладок, так как пружинные амортизаторы гасят низ­кочастотные колебания, а резиновые прокладки защищают от высокочастотных колебаний. Хороших результатов удается дос­тичь путем применения резино-металлических виброопор типа ОВ-31, на базе которых разработаны унифицированные виброи­золяторы, обеспечивающие виброизоляцию различного стацио­нарного оборудования.

    На тонкостенные плоскости оборудования, являющиеся ис­точником шума, устанавливают вибропоглощающие битумные или резиновые накладки. Их толщина должна в 2...3 раза пре­вышать толщину листа, являющегося источником вибраций.

    Рабочие, занятые обслуживанием дробильного оборудова­ния, должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты слуховых органов в соответствии с ГОСТ 12.4.051-78 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов слуха. Об­щие технические требования и методы испытаний». Средства защиты могут быть внутренними и внешними. Внутренние сред­ства - это вкладыши из эластичного материала (ваты, поролона), которые располагают в наружной части слухового прохода (на­пример, «беруши»). Более удобны и эффективны противошум­ные наушники типа «Мелодия», которые плотно прикрывают ушную раковину и являются акустическим фильтром. Они уменьшают высокочастотный шум, не мешая слышать человече­ский голос.

    Применение наушников при уровнях шума свыше 130 дБ(А) неэффективно. Для защиты от такого шума выпускают шумоза­щитные шлемы, плотно облегающие не только околоушную об­ласть, но и всю голову.


    168



    Утилизация автомобилей и автокомпонентов связана со зна­чительным выделением пыли. Многие виды пыли токсичны. Со­держание пыли в рабочей зоне строго регламентируется.

    Снижение содержания пыли в воздухе рабочих помещений до санитарных норм достигается следующими способами:

    -     герметизацией технологического оборудования с приме­нением эластичных прокладок из резины и герметиков;

    -     использованием мокрых процессов дробления и перера­ботки в тех случаях, когда это допустимо по технологии;

    -     сокращением количества перегрузок материалов из одного оборудования в другое;

    -     исключением перепадов высот в расположении зоны вы­грузки материала из одного аппарата и зоны загрузки его в дру­гую установку;

    -     проведением мокрой уборки цехов и оборудования;

    -     организацией общей и местной вентиляции, создающей разрежение воздуха в зоне работы оборудования;

    -     созданием водяных завес путем тонкого распыления воды в зонах с особо высоким пылеобразованием, что приводит к ло­кализации пыли в местах ее образования.

    Кроме того, используются средства индивидуальной защиты согласно ГОСТ 12.4.041-89 «ССБТ. Средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие. Общие требования».

    В процессе переработки отходы могут из безопасной формы перейти в опасную, т. е. стать токсичными, пожаро-, взрыво­опасными и т.п. Поэтому меры безопасности при работе с отхо­дами необходимо соблюдать на всех стадиях переработки, тща­тельно проверяя возможность протекания тех или иных процес­сов с целью выявления опасных веществ, образующихся при воздействии на отходы.

    Потенциальную опасность при различных видах обработки представляют полимерные материалы. При сжигании поливи­нилхлоридных материалов (отходов обивочных искусственных кож, синтетических тентовых материалов, линолеума и др.), возможно выделение хлора, соляной кислоты, диоксинов и дру­гих токсичных продуктов. Хлорзамещенные углеводороды раз­рушают центральную нервную систему. Поэтому их обезврежи­


    169



    вание путем сжигания должно проводиться в специальных пе­чах, имеющих устройство для нейтрализации хлора (например, негашеной известью), сбора и утилизации хлористого водорода (соляной кислоты).

    При горении полиуретанов в определенных условиях выде­ляется синильная кислота, являющаяся сильным ядом, поэтому сжигание отходов этих материалов необходимо проводить толь­ко в специально приспособленных для этого печах при избытке кислорода, в регламентированных условиях.

    Некоторые низкомолекулярные и полиядерные углеводоро­ды, образующиеся при распаде полимеров, являются канцеро­генными. Поэтому следует тщательно следить за полнотой сго­рания таких отходов при термической утилизации, а также осу­ществлять контроль над содержанием токсичных продуктов в воздухе рабочей зоны. Необходимая безопасность обеспечивает­ся соответствующей кратностью обмена воздуха, небольшим разрежением воздуха в рабочей зоне, герметизацией оборудова­ния и другими способами.

    Одна из возможных опасностей, возникающих при хранении горючих отходов, заключается в их самопроизвольном возгора­нии или даже взрывании. Возгорание происходит в результате повышения температуры отходов при их химическом или биоло­гическом разложении, протекающем с выделением тепла. Если масса хранящихся отходов велика, а выделяющееся тепло не от­водится (не рассеивается) в окружающую среду, то температура отходов может превысить критическое значение, и начнется воз­горание. Поэтому органические отходы не следует хранить в больших количествах, особенно в теплых влажных условиях, ко­гда скорость процессов разложения возрастает. Массу таких от­ходов необходимо рассредоточивать, а отходы при необходимо­сти поливать водой во избежание возгорания.

    Особую опасность представляют рабочие жидкости, содер­жащиеся в различных системах автомобиля. Их слив должен производиться до начала разборки автомобиля, а хранение и утилизация должны осуществляться в условиях, исключающих возможное возгорание.

    Серьезную опасность представляет свинец, содержащийся в аккумуляторах. Отравление свинцом ведет к нарушению функ­


    170



    ций головного мозга и снижает сопротивляемость инфекцион­ным заболеваниям, а растворимые соли свинца являются куму­лятивными ядами. При утилизации аккумуляторов должны тща­тельно контролироваться нормы ПДК по свинцу в воздухе рабо­чей зоны и в сточных водах, образующихся при тяжелосредной видовой сепарации свинецсодержащих отходов.

    Очень ядовитыми являются кадмий и его соединения: они вызывают кровоизлияния, легочные заболевания, отравление, а при больших концентрациях приводят к летальному исходу. Его применение в новых автокомпонентах запрещено, но его соеди­нения использовались до недавнего времени в полимерных ма­териалах в качестве стабилизаторов, что требует соблюдения норм содержания соединений кадмия в воздухе рабочей зоны.

    При использовании растворителей при мойке и очистке ав­тоагрегатов и деталей автомобилей следует помнить, что прак­тически все они относятся к легковоспламеняющимся жидко­стям, способным не только к воспламенению, но и к образова­нию с воздухом взрывоопасных газовых смесей. Кроме того, растворители являются токсичными веществами, и их содержа­ние в воздухе не должно превышать ПДК.

    При сравнительно небольшом количестве образующихся от­ходов растворителей их утилизацию проводят путем сжигания. Сжигание должно проводиться либо в специальной установке на территории предприятия, либо по согласованию с местными орга­нами санитарного и пожарного надзора на отведенных полигонах.

    Некоторые виды растворителей и других летучих продуктов можно сжигать только на установках с полной очисткой дымо­вых газов. К ним относятся соединения, содержащие галогены (хлор, бром, йод, фтор), нитросоединения, амины, цианиды и др.

    Особую осторожность необходимо проявлять при работе с агрессивными жидкостями, избегая их разбрызгивания и попа­дания на кожные покровы и слизистую оболочку. Например, при утилизации аккумуляторов содержащуюся в них кислоту следу­ет тонкой струей сливать в воду, непрерывно помешивая обра­зующийся раствор.

    В случае попадания агрессивных жидкостей на кожный по­кров необходимо немедленно обильно промыть его водой, а за­тем обработать соответствующим раствором (если это кислота,


    171



    промыть 3...5%-ным раствором питьевой соды; если на кожу попала щелочь, ее промывают 1...2%-ным раствором борной кислоты).

    При транспортировке утилизируемых автомобилей и авто­компонентов, а также отходов, образующихся при их утилиза­ции, необходимо руководствоваться требованиями ГОСТ 12.3.020-80 «ССБТ. Процессы перемещения грузов на предпри­ятиях. Общие требования безопасности». При проведении по­грузочно-разгрузочных работ с помощью различных подъемно­транспортных машин и механизмов (кранов, электрокаров, кон­вейеров и т.д.) следует руководствоваться правилами, установ­ленными ГОСТ 12.3.009-76 «ССБТ. Работы погрузочно- разгрузочные. Общие требования безопасности». В частности, необходима своевременная аттестация оборудования и оснастки, контроль за наличием и незагроможденностью проездов для транспорта и прохода для людей.

    Оборудование, используемое при переработке отходов, должно иметь защитные кожухи, сетки, экраны из небьющегося стекла, снабженные блокировкой, обеспечивающей его отклю­чение при их открывании и не позволяющей включать оборудо­вание при их открытом положении.

    Согласно ГОСТ 12.4.011-75 «Средства защиты работающих. Классификация» в тех случаях, когда безопасность рабочего персонала не может быть обеспечена конструкцией оборудова­ния или организацией технологического процесса, необходимо использовать средства индивидуальной защиты, к которым от­носятся изолирующие костюмы, спецодежда, спецобувь, средст­ва защиты головы, рук, глаз, лица, органов слуха и др.

    Рабочие, занятые сбором, транспортировкой и утилизацией автомобилей и автокомпонентов, должны обеспечиваться инди­видуальными средствами защиты в зависимости от стадии тех­нологического процесса и выполняемой ими работы.

    В качестве спецодежды необходимо использовать в зависи­мости от условий работы халаты, комбинезоны, фартуки по ГОСТ 12.4.029-76, теплоизолирующие костюмы по ГОСТ 12.4.044-87 и 12.4.045-87. Спецобувь также может быть различной: обычные рабочие ботинки, ботинки с повышенными фрикционными или противоударными свойствами, маслостой­


    172



    кие, кислотостойкие ботинки или сапоги и др. Спецобувь выпус­кается по ГОСТ 12.4.072-79, 12.4.024-76 и др.

    Для защиты рук следует использовать в зависимости от вы­полняемой работы хлопчатобумажные и резиновые перчатки, брезентовые и утепленные рукавицы, перчатки из искусственной кожи и др.

    Для защиты органов дыхания служат противопылевые рес­пираторы различной конструкции и промышленные фильтрую­щие противогазы, органов слуха - наушники и «беруши», для защиты глаз - очки, выпускаемые по ГОСТ 12.4.001-80, которые могут быть с затемненными стеклами.

    Для защиты головы необходимо применять шапочки, ко­сынки, шлемы, а при работе с крупногабаритными тяжелыми отходами - защитные пластмассовые каски по ГОСТ 12.4.128-83 «ССБТ. Каски защитные. Общие технические требования и ме­тоды испытаний».

    Изложенные меры безопасного ведения работ при утилиза­ции автомобилей и автокомпонентов не являются исчерпываю­щими, поскольку ассортимент материалов, вовлекаемых в пере­работку, и используемое при этом оборудование постоянно рас­ширяются. В зависимости от вида отходов и технологии их ути­лизации может возникнуть необходимость в дополнительных мерах, обеспечивающих безопасность обслуживающего персо­нала. Такие меры должны разрабатываться в каждом случае с учетом конкретных условий труда и потенциальной опасности перерабатываемых изделий и материалов.

    Контрольные вопросы

    1.    Расскажите об основных мерах обеспечения безопасной деятель­ности производств по утилизации автомобилей и автокомпонентов.

    2.    Расскажите о средствах коллективной и индивидуальной защиты работающего персонала от вредных воздействий на производствах по утилизации автомобилей и автокомпонентов.


    173



                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется