|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ


    За прошедшее столетие после начала массового производст­ва автомобилей стала ясна цена, которую приходится платить обществу за удобства, предоставляемые колесным транспортом. Раньше других это поняли страны с высоким уровнем производ­ства и потребления автотранспортных средств - США, Япония, Германия, другие страны европейского сообщества.

    Особенно отчетливо это проявилось в конце прошлого века, когда резко увеличились темпы автомобилизации многих стран и ускорилось обновление модельных рядов автомобилей. Это при­вело к общему увеличению численности автомобилей и сокраще­нию периода их эксплуатации и, как следствие, резко увеличило нагрузку на окружающую среду и в части токсичных выбросов, образующихся при эксплуатации автомобиля, и в части избыточ­ного потребления материальных и энергетических ресурсов.

    Такая ситуация потребовала от общества разработки жест­ких требований к производителям и потребителям автотехники, позволяющих ограничить ее пагубное воздействие на окружаю­щую среду. Разработанные нормы касаются всех стадий жиз­ненного цикла автомобиля: от его проектирования до заверше­ния эксплуатации.

    Целями ЕС, США, Японии и других стран при обращении с автомобилями, выработавшими свой ресурс, являются:

    -     уменьшение загрязнения окружающей среды (почвы, воды, атмосферного воздуха) продуктами деградации автомобилей;

    -     сокращение потребления материальных и энергетических ресурсов;

    -     уменьшение затрат на производство материалов за счет использования вторичных материальных ресурсов;

    -     сокращение нагрузки на окружающую среду за счет уменьшения добычи природных ресурсов.

    Расчеты специалистов показывают, что утилизация средне­статистического легкового автомобиля массой 1050 кг позволяет сэкономить 3300 кг природных материальных ресурсов, снизить расход энергии на 56 ООО МДж, уменьшить выбросы вредных веществ на 1950 кг. Затраты на утилизацию такого автомобиля составляют 3000 рублей.


    7



    Оценка воздействия автомобиля на окружающую среду, в том числе по потреблению природных ресурсов, производится по стандартам ИСО 14040-ИСЮ 14043. С целью обеспечения выполнения требований этих стандартов в ЕС разработан ряд директивных документов, обязательных для исполнения всеми странами сообщества.

    Среди других мер эти документы предписывают:

    -     резкое сокращение образования неутилизируемых отходов при завершении жизненного цикла автомобиля;

    -     повторное использование деталей и автокомпонентов;

    -     необходимость производства из изношенных частей авто­мобиля вторичных материальных ресурсов;

    -     необходимость производства энергии путем сжигания от­ходов, не подлежащих рециклингу.

    К принятым директивным документам относятся:

    -     Директива 2000/53/ЕС «Транспортные средства, вышед­шие из эксплуатации», вступившая в действие в июле 2007 г. Она определяет требования по уменьшению образования отхо­дов при выведении автомобиля из эксплуатации и устанавли­вает ответственность производителей автотранспортной тех­ники за ее утилизацию.

    -     Директива 2005/64/ЕС «Об одобрении типа автотранспорт­ных средств в части пригодности к утилизации, рециклированию материалов и повторному использованию узлов и деталей».

    -     Решение 2003/128/ЕС о маркировке пластмассовых дета­лей автомобилей, облегчающей их идентификацию и рацио­нальную утилизацию.

    -     Решение 2005/673/ЕС о запрете использования в автомо­бильных компонентах и материалах тяжелых металлов: свинца (за исключением аккумуляторов), ртути, кадмия, шестивалент­ного хрома.

    Директива 2000/53/ЕС предписывает всем странам, входя­щим в содружество, до 2006 года обеспечить утилизацию авто­мобилей, включая сжигание с получением энергии, на 85 %, а рециклирование, т.е. возврат в производственный цикл в виде вторичных материальных ресурсов, на 80% их массы. К 2015 году все страны должны добиться утилизации автомобилей на 95 %, а рециклирования на 85 %.



    Некоторые послабления директива допускает для автотех­ники, произведенной до 01 января 1980 г., поскольку ее проек­тирование осуществлялось без учета необходимости экономиче­ски эффективной утилизации. При уничтожении этой техники в производство должно возвращаться не менее 70 %, а всего ути­лизироваться - не менее 75 % ее массы.

    Директива 2005/64/ЕС требует от автопроизводителей с

    15.12.2008       г. для одобрения транспортных средств в части их утилизации предоставлять следующие документы:

    -    перечень всех использованных в составе автомобиля ма­териалов;

    -    расчет согласно предписаниям стандарта ИСО 22628 воз­можных объемов повторного использования и утилизации мате­риалов, подтверждающий выполнение установленных норм по этим показателям;

    -    подтверждение выполнения ранее принятых норм по ис­ключению использования токсичных тяжелых металлов;

    -    подтверждение выполнения ранее принятого решения о маркировке изделий из полимерных материалов;

    -    технологию проведения утилизации автомобилей;

    -    доказательства контроля за использованием вторичных материальных ресурсов поставщиками автокомпонентов и при­меняемых материалов.

    На базе этих директивных документов страны ЕС разрабо­тали национальные нормативно-правовые акты, а производители автотранспортных средств - стандарты предприятий. Автомоби­ли, не соответствующие требованиям директивных документов ЕС, не могут продаваться в странах содружества. Контроль за выполнением директив осуществляет Европейская комиссия по охране окружающей среды.

    Учитывая сложность конструкции современных автотранс­портных средств, целесообразность повторного использования автокомпонентов, снятых с утилизируемых автомобилей, в стра­нах Евросоюза считают, что ответственность за утилизацию вы­веденных из эксплуатации автомобилей должна лежать на пред- приятиях-производителях автотехники.

    Предприятие, ответственное за разработку новой продукции, обязано разработать и технологию утилизации по окончании ее


    9



    использования, включая и создание для этих целей специализи­рованных производственных мощностей.

    Такой подход к обращению с выводимыми из эксплуатации автомобилями и другими сложными отходами реализуется в стра­нах ЕС наряду с льготным кредитованием и налогообложением, снижением транспортных тарифов и другими мерами экономиче­ской помощи предприятиям, занятым их сбором и утилизацией.

    В развитых странах утилизацией автомобилей занимается специализированная отрасль промышленности со своей инфра­структурой и государственным регулированием обращения с выводимыми из эксплуатации автомобилями.

    В мире утилизацией автомобилей занимаются более 1,5 млн человек. На заводах, перерабатывающих утилизируемые авто­мобили, работает свыше 700 шредерных установок (дробилок). Стоимость продукции, производимой из вторичных ресурсов, получаемых при утилизации автомобилей, оценивается в сотни миллиардов долларов.

    В США перерабатывается до 95 % изношенных автомоби­лей, в странах ЕС - более 70 %. Доходы предприятий, занятых переработкой изношенных автотранспортных средств, состав­ляют в США более 25 млрд долларов ежегодно. В этой отрасли действуют более 7000 предприятий с числом работающих около 46 000 человек. Эти предприятия ежегодно утилизируют

    14..      . 15 млн автомобилей общей массой более 20 млн тонн. Сбор и подготовку изношенных автомобилей к утилизации произво­дят 20 тыс. малых предприятий. На этих предприятиях происхо­дит выбор годных к эксплуатации или восстановлению автоком­понентов, и только после этого кузов автомобиля передается на шредерные заводы, на которых осуществляются измельчение и видовая сепарация продуктов дробления кузова. Количество шредерных заводов в США - более 200, в Германии - 47, в Анг­лии - 37, во Франции - 40.

    Стратегия обращения с утилизируемыми автомобилями в развитых странах основана на экологической и экономической эффективности принимаемых организационных и технических решений. Она включает:

    -  проектирование автомобилей и автокомпонентов с учетом обеспечения доступной и эффективной их утилизации;


    ю



    -     повторное использование автокомпонентов, снятых с ав­томобилей и пригодных для дальнейшей эксплуатации;

    -     восстановление автокомпонентов, снятых с автомобилей и незначительно отличающихся от новых;

    -     переработку деталей и узлов автомобилей, не подлежащих экономически эффективному восстановлению, во вторичные ма­териальные ресурсы;

    -     получение энергии от сжигания горючих отходов, не под­лежащих переработке;

    -     захоронение не подлежащих переработке негорючих от­ходов.

    Технология утилизации закладывается в конструкцию авто­мобиля при его разработке. При проектировании автомобиля учитывается пригодность используемых материалов к рециклин- гу, отдается предпочтение легкоразъемным соединениям, облег­чающим разборку утилизируемого автомобиля, используются маркировка и кодирование узлов и агрегатов, обеспечивающие их идентификацию и последующее использование.

    Так, при выборе конструкции соединения деталей автомо­биля устанавливается следующая приоритетность:

    -     быстроразъемные соединения с использованием защелок, зажимов, клипс и др.;

    -     резьбовые соединения, винты, болты, шпильки, доступные для электро- и пневмоинструмента;

    -     легкоразъемные клеевые соединения.

    Неразъемные соединения (сварка, пайка, прессовая и горя­чая посадка, склеивание высокопрочными клеями) используются только там, где это требуется для обеспечения конструктивной прочности автомобиля.

    При выборе пластмасс предпочтение отдается термопла­стичным, легко поддающимся повторной переработке материа­лам: полипропилену, полиэтилену, АБС-пластику, полистиролу, полиметилметакрилату, полиэтилентерефталату, полибутилен- терефталату, поликарбонату и др. Термореактивные пластмассы, которые не могут быть расплавлены или переведены в вязко­текучее состояние путем нагревания, в настоящее время в се­рийном производстве автомобилей не используются.


    п



    Начиная с 2000 г., в странах ЕС введена обязательная единая маркировка деталей и узлов автомобилей, облегчающая видовую сепарацию и рациональное использование отходов. При выпуске новых марок автомобилей разрабатываются технологические инструкции по их разборке и возможным направлениям утили­зации автокомпонентов, т.к. и законодатели, и производители автомобилей отчетливо понимают, что без четкой маркировки, понятных и доступных технологий разборки невозможно обес­печить к 2015 г. возврат в производство 85 % массы выпускае­мых автомобилей.

    Следуя предписанным нормативным требованиям, автопроиз­водители вырабатывают собственную техническую политику, кото­рая должна обеспечить безусловное выполнение принятых норм.

    В Японии закон об утилизации автомобилей вступил в дей­ствие с 01.01.2005 г. Он регламентирует разборку автомобилей, использование снятых узлов и агрегатов, дробление кузова, ре- циклинг материалов, сжигание и захоронение нерециклируемых отходов. Объем рециклируемых автокомпонентов и материалов в Японии в 2005 г. достиг 88 % массы автомобиля. Японские ав­топроизводители стремятся увеличить его в 2010 и 2015 гг. до 92 и 95 % соответственно.

    Некоторые японские фирмы, например, Тойота, планируют в 2010 г. увеличить в 10 раз по сравнению с 2002 г. продажу вос­становленных узлов и деталей. При этом стоимость демонтиро­ванных автокомпонентов, пригодных к повторному использова­нию, вдвое ниже стоимости новых деталей и агрегатов. Для об­легчения разборки утилизируемых автомобилей Тойота создает специальное технологическое оборудование и оснастку.

    Согласно законодательству Германии автопроизводители должны принимать свои автомобили на утилизацию. Крупные автомобилестроительные фирмы строят специальные заводы для разборки и утилизации вышедших из эксплуатации автомоби­лей. Такие заводы по масштабам сопоставимы с автосборочны­ми производствами. Сбор подлежащих утилизации автомобилей осуществляют 1180 фирм.

    Наряду с крупными предприятиями в стране существуют и мелкие фирмы, занятые утилизацией автомобилей. Для проведе­ния таких работ требуется лицензия и наличие технической до­кументации.


    12



    Принятая в развитых странах технология утилизации авто­мобилей включает следующие обязательные стадии:

    -     сбор автотранспортных средств с выдачей их владельцам документа о проведении утилизации;

    -     слив из различных систем автомобиля всех рабочих жид­костей с последующей их регенерацией;

    -     демонтаж опасных и токсичных автокомпонентов, вклю­чая аккумуляторные батареи, масляные фильтры, топливные ба­ки, подушки безопасности и др.;

    -     демонтаж автокомпонентов и деталей, пригодных для дальнейшей эксплуатации без доработки;

    -     дефектацию и восстановление для дальнейшей эксплуата­ции автокомпонентов и деталей, требующих ремонта;

    -     переработку дроблением и видовую сепарацию остатков утилизируемого автомобиля;

    -     раздельную переработку отходов из различных материа­лов с целью производства вторичных материальных ресурсов;

    -     сжигание горючих нерециклируемых отходов с получени­ем энергии;

    -     захоронение неутилизируемых негорючих отходов.

    Таким образом, в индустриально развитых странах накоплен

    значительный опыт в области обращения с выводимыми из экс­плуатации автомобилями. Существующие в странах ЕС, США, Японии законы рассматривают утилизируемый автомобиль как крупный источник вторичных автокомпонентов и материальных ресурсов.

    Действующие механизмы обращения с утилизируемыми ав­томобилями жестко предписывают нормы повторного использо­вания узлов, агрегатов и материалов. Для решения поставленных задач разработаны технические регламенты на проектирование автомобиля и порядок его разборки и утилизации.

    Контрольные вопросы

    1.   Расскажите о директивах ЕС в области утилизации автомобилей.

    2.   Каковы цели и стратегия ЕС при утилизации автомобилей и спо­собы их реализации?

    3.   Расскажите о стадиях процесса утилизации автомобилей в стра­нах ЕС.


    13



    2.

                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется