|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ

    В России обращение с отходами производства и потребле­ния, в т.ч. такими сложными, как выведенные из эксплуатации автотранспортные средства, регулируется следующими феде­ральными законами:

    -    «Об отходах производства и потребления» (от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, ред. от 18.12.2006 г.);

    -    «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ);

    -    «О санитарно-гигиеническом благополучии населения» (от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, ред. от 31.12.2005 г.);

    -    «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» (от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ).

    Эти законы направлены, прежде всего, на снижение загряз­нения окружающей среды отходами производства и потребления и практически не регулируют обращение с ними как с источни­ками вторичных материальных и энергетических ресурсов.

    Наряду с федеральными законами, в ряде регионов страны приняты местные нормативные документы, направленные на ре­гулирование обращения с выводимым из эксплуатации авто­транспортом.

    Так, в Москве принят ряд постановлений московского пра­вительства и распоряжений мэра города. Среди них:

    -Постановление правительства Москвы от 07.12.1999 г. №1125 (ред. 31.07.2001 г.) «О создании общегородской системы сбора и переработки автотранспортных средств, подлежащих ути­лизации»;

    -Распоряжение мэра Москвы от 03.11.1997 г. № 858-РМ «О состоянии и мерах по совершенствованию системы сбора, пере­работки и утилизации брошенных и разукомплектованных транс­портных средств»;

    -Распоряжение первого заместителя премьера правительства Москвы от 17.02.1999 г. № 104-РЗП «О создании производственно­го комплекса по переработке отходов городского автотранспорта».

    Кроме того, некоторые решения правительства города каса­ются утилизации автокомпонентов (аккумуляторов, автошин, изделий из цветных металлов, пластмасс) и расходных материа­лов (отработанных масел и др.).


    14



    Так же как и федеральные законы, они направлены на защиту окружающей среды, а не на рациональное использование содер­жащихся в выводимых из эксплуатации автомобилях ценных вто­ричных материальных ресурсов. Однако такой подход принципи­ально не изменяет отношение к изношенному автотранспорту.

    В то же время выведенный из эксплуатации автотранспорт относится к отходам потребления, на обращение с которыми рас­пространяется действие межгосударственного стандарта ГОСТ 30773-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные положения», введенно­го в действие с 01.07.2002 г. Стандарт гармонизирован с междуна­родной и отечественной нормативной документацией и рассмат­ривает ликвидацию отходов как последнюю стадию жизненного цикла изделия, выводимого из эксплуатации.

    Согласно стандарту на этой стадии должны быть определены:

    -    пригодность отхода к утилизации;

    -    способ подготовки объекта и возможные направления утилизации;

    -    безопасность процесса утилизации;

    -    ресурсосберегающий эффект от утилизации.

    Стандарт предусматривает следующие способы обращения с утилизируемыми отходами:

    -    использование объекта без доработки по прямому назна­чению повторно, но в другой сфере применения;

    -    использование объекта с доработкой по прямому назначению;

    -    демонтаж и использование составных частей утилизируе­мого объекта в исходном виде;

    -    демонтаж и использование составных частей утилизируе­мого объекта в доработанном виде;

    -    переработку утилизируемого отхода с целью получения вторичных материальных и энергетических ресурсов.

    Стандартом предусмотрено, что при невозможности реали­зации ни одного из вышеперечисленных способов обращения с отходами они подлежат захоронению. В стандарте указывается, что важными аспектами обращения с отходами являются:

    -    оценка воздействия отходов и продуктов их переработки на здоровье людей и окружающую природную среду;

    -    создание современной инфраструктуры обращения с отхо­дами, включая стандартизацию, паспортизацию, сертификацию,


    15



    лицензирование, экспертизу, информационное и технологиче­ское обеспечение;

    -    создание производственных мощностей по транспорти­ровке, переработке и захоронению отходов.

    Стандарт подробно рассматривает производственно- технологические, ресурсные стороны проблемы обращения с от­ходами, а также обеспечения безопасности и рисков, связанных с их переработкой и захоронением.

    Несмотря на существующие федеральные и региональные законы, а также наличие государственного стандарта, опреде­ляющего порядок обращения с отходами, сложные, многоком­понентные отходы, к которым следует отнести и автомобиль, у нас в стране перерабатываются незначительно. Это объясняется высокой стоимостью работ по их сбору и видовой сепарации. Доступность первичного сырья и его относительно низкая стои­мость также делают использование отходов нерентабельным, а су­ществующие в стране нормативно-правовые механизмы, регули­рующие обращение с отходами производства и потребления, не способствуют их вовлечению в хозяйственный оборот.

    Постановление Правительства Российской Федерации от

    31.12.2009       г. № 1194 предусматривает проведение эксперимента по стимулированию приобретения новых автомобилей взамен сдаваемых на утилизацию. По-видимому, оно окажет некоторую поддержку автопроизводителям, но также не будет способство­вать решению проблемы рационального использования утилизи­руемых автомобилей, являющихся источником ценных вторич­ных материальных ресурсов.

    Увеличить объемы рециклинга в России автомобильной техники можно лишь при условии создания благоприятных нор- мативно-правовых, экономических и социально-политических механизмов. Эти механизмы должны учитывать интересы и обя­занности производителей автотехники, ее потребителей и пере­работчиков выведенных из эксплуатации автомобилей.

    Решение проблемы может быть достигнуто только на феде­ральном уровне с учетом того, что автомобиль, даже изношенный и неэксплуатируемый, является объектом частной собственности.

    Кроме того, для создания отрасли, занятой утилизацией из­ношенных автомобилей, необходима государственная экономи­ческая поддержка бизнеса, включая субсидирование процентных ставок по банковским кредитам, налоговые льготы, льготные та­


    16



    рифы на транспортные перевозки и пользование водными и энергетическими ресурсами.

    При создании федерального законодательства о регулирова­нии обращения с выводимым из эксплуатации автотранспортом необходимо предусмотреть порядок, при котором его соблюде­ние станет экономически выгодным для всех участников: от владельца автомобиля до завода-производителя.

    Из вышесказанного следует, что Россия нуждается в сроч­ной разработке Федерального закона об обращении с выводи­мым из эксплуатации автотранспортом и автокомпонентами. В этом законе автотранспортные средства должны рассматривать­ся как предметы частной собственности с вытекающими отсюда последствиями для объектов правового регулирования.

    Закон должен устанавливать нормы правовой и экономиче­ской ответственности производителей, продавцов и владельцев автотехники за ее сбор и утилизацию.

    Кроме того, закон должен предусмотреть меры финансовой поддержки бизнеса, занятого сбором и утилизацией автомобилей.

    Помимо принятия такого Федерального закона для энергич­ного развития отрасли, занимающейся утилизацией выведенных из эксплуатации автотранспортных средств (АТС), необходимо разработать технический регламент. Основными разделами рег­ламента должны быть:

    -    требования к конструкции АТС, соответствующие наибо­лее рациональному их рециклингу;

    -    требования к предприятиям, отвечающим за сбор, транс­портировку и рециклинг АТС и их компонентов;

    -    порядок государственного учета в ГИБДД и федеральной налоговой службе снятых с эксплуатации автомобилей.

    Таким образом, существующее в стране законодательство в области обращения с отходами производства и потребления рас­сматривает их как важнейший загрязнитель окружающей среды, но не способствует рациональному использованию выводимых из эксплуатации автотранспортных средств. Для развития отрасли утилизации изношенных автомобилей необходимы создание бла­гоприятного законодательства, организация государственного ре­гулирования и финансовая поддержка предприятий, занимающих­ся рециклингом, а также разработка технического регламента, ус­танавливающего требования к конструкции АТС и порядок обра­щения с выведенными из эксплуатации автомобилями.


    17



    Контрольные вопросы

    1.    Расскажите о нормативно-правовой базе России в области обра­щения с выводимыми из эксплуатации автомобилями.

    2.    Расскажите о требованиях ГОСТ 30773-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла. Основные поло­жения».

    3.    Расскажите о направлениях совершенствования нормативно-правовой базы России в области обращения с утилизируемыми автомобилями.


    18




    3.

                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется