|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ


    За прошедшее столетие после создания автомобиля проде­лана огромная работа по совершенствованию его конструкции. В результате этого современный автомобиль очень мало похож на «самоходные» экипажи конца XIX века.

    Важнейшие элементы автомобиля, такие как кузов, несущая рама, ходовая часть, двигатель, трансмиссия и рулевое управле­ние, сохранились и по сей день. Однако конструкция современ­ного автомобиля отличается наличием многочисленных систем, назначение которых - повысить его безопасность и комфорта­бельность, облегчить управление им и уменьшить загрязнение окружающей среды.

    В соответствии с назначением к автомобилю предъявляют различные технические, экономические и экологические требо­вания. Эти требования можно разделить на три большие группы: функциональные, потребительские и требования к безопасности автомобиля.

    Важнейшим требованием в последние годы становится при­способленность автомобиля, его узлов и агрегатов к рациональ­ному использованию при утилизации после выведения из экс­плуатации.

    При изготовлении автомобиля применяются все классы со­временных материалов: сплавы на основе железа, меди, алюми­ния, свинца, цинка, магния, а также пластмассы, резины, клеи, герметики, лакокрасочные и текстильные материалы, керамики, стёкла, драгоценные металлы и др. Укрупненный материальный состав современного автомобиля представлен в табл. 3.1.


    Таблица 3.1

    Материальный состав автомобиля «Лада Калина»_____________


    Материал

    Содержание, %

    Черные металлы

    67

    Пластмассы

    10

    Цветные сплавы

    7

    Резина

    6

    Шумо-, вибропоглощающие материалы

    5

    Стекло

    4

    Текстильные материалы

    1

    19



    В стремлении удовлетворить требования различных групп потребителей автопроизводители постоянно расширяют модель­ные ряды автотехники, совершенствуют конструкцию и повы­шают качество автомобилей. Все выпускаемые транспортные средства можно разделить на легковые автомобили, грузовые ав­томобили, автобусы, троллейбусы, прицепы и полуприцепы. Среди 50 млн автомобилей, ежегодно выпускаемых мировым ав­топромом, есть транспортные средства самого разного назначе­ния, но львиную долю их составляют легковые автомобили (бо­лее 42 млн штук).

    Несмотря на серьезные различия между автомобилями, про­изводимыми разными фирмами, все они состоят из следующих блоков: несущей конструкции, кузова (или кабины), двигателя, движителя (колес или гусениц), трансмиссии, подвески, систем управления.

    Несущая конструкция служит для установки и крепления на ней всех узлов и агрегатов автомобиля. В качестве последней используется рама автомобиля или кузов. В автомобилях с ра­мой кузов также устанавливается на нее. Рама выполняет не только функцию соединения всех систем и агрегатов автомоби­ля, она придает ему необходимую прочность и жесткость. Рама автомобиля может иметь различную конструкцию, но чаще она состоит из лонжеронов, соединенных между собой поперечина­ми. Рамы изготавливаются из стальных профилей, соединяемых между собой заклепками, болтами и сваркой.

    Кузов (рис. 3.1) служит для размещения пассажиров и груза, установки сидений, панели приборов, световых приборов, кли­матических установок, аудиосистем, компьютера и др. Кузова большинства современных легковых автомобилей являются не­сущими, т.е. на них крепятся все другие узлы и агрегаты.

    К кузовам предъявляют ряд технических требований, кото­рые определяются стремлением снизить их стоимость, повысить топливную экономичность автомобиля и безопасность водителя и пассажиров.

    Кузов современного автомобиля имеет стандартный набор различных элементов, назначение которых - удовлетворение технических требований к автомобилю. Он состоит из корпуса, капота, крышки багажника, дверей, крыльев, облицовки радиа-


    20



    тора, бамперов, панели приборов, подвижных и неподвижных стекол, сидений, облицовки крыши, пола и др.



    Рис, 3.1. Каркас кузова автомобиля типа «хэтчбэк»


    В конструкциях, в которых кузов является несущим, уста­новка всех систем производится на нем, и, помимо соединитель­ной функции, он определяет жесткость и прочность автомобиля. Несущий кузов воспринимает все нагрузки, действующие на ав­томобиль: массу пассажиров, груза и различных систем и агре­гатов, ударные, вибрационные, изгибающие нагрузки, возни­кающие при движении автомобиля и т.д. В нем размещаются во­дитель и пассажиры и, следовательно, на него возлагаются функции защиты их от воздействия внешней среды и от травма­тизма при аварии. Важной функцией кузова является обеспече­ние необходимого эстетического восприятия автомобиля, что достигается дизайнерской разработкой. Наконец, от формы ку­зова зависит аэродинамическое сопротивление при движении автомобиля, поэтому современные кузова имеют обтекаемую форму. Это не только улучшает скоростные характеристики ав­томобиля, но и повышает его топливную экономичность.

    Корпус кузова автомобиля изготавливается чаще всего из штампованных стальных деталей, соединенных точечной свар­кой. В последние годы расширяется использование пластмасс для изготовления элементов кузова: капотов, крыльев, дверей,


    21



    крыши и др. Для этого применяют полиамид, поликарбонат, по­лиуретан, полипропилен и др.

    С целью снижения уровня шума автомобиля детали кузова с большой поверхностью покрываются шумо- и вибропоглощаю­щими полимерными материалами.

    Еще одним материалом для производства кузова автомобиля являются алюминиевые сплавы. Использование пластмасс и алюминиевых сплавов является следствием стремления снизить массу автомобиля и повысить коррозионную стойкость кузова. Снижение массы позволяет улучшить топливную экономич­ность, а повышение коррозионной стойкости увеличивает его долговечность.

    Важнейшими элементами кузова являются системы, обеспе­чивающие комфортабельность, безопасность и информационное обеспечение водителя и пассажиров. К ним относятся сиденья, панель приборов, системы обогрева и кондиционирования, рем­ни и подушки безопасности и др.

    При изготовлении этих изделий широко используются пласт­массы и текстильные материалы из полимерных нитей и волокон.

    Кузова классифицируются по назначению, конструкции, компоновке и нагруженности. Конструкция кузова и его компо­новка зависят от назначения автомобиля.

    В грузовом автомобиле несущей является рама; на ней уста­навливается кабина, в которой размещаются сиденья, панель приборов, система управления и др.

    Кроме того, на раме устанавливается грузовой кузов, кото­рый в зависимости от назначения автомобиля может быть изго­товлен в виде бортовой платформы, фургона, цистерны и др. У специальных грузовых автомобилей на платформу может устанав­ливаться технологическое оборудование, военная техника и др.

    Кузова и кабины легковых и грузовых автомобилей окраши­ваются современными лакокрасочными материалами, назначе­ние которых - защитить их от коррозии и придать необходимый эстетический вид.

    Кузова легковых автомобилей и кабины грузовых автомоби­лей оснащаются различными системами, облегчающими управ­ление автомобилем и повышающими комфортабельность и безопасность. К ним относятся система освещения, система очи­


    22



    стки переднего и заднего стекол, различные контрольно­измерительные приборы на панели приборов и рулевом колесе, система кондиционирования, система регулирования положения рулевого колеса, система пассивной безопасности нового поко­ления (ремни с преднатяжением, надувные мешки и др.), аку­стические системы и т.д. Все эти системы имеют сложную кон­струкцию, их работа обеспечивается многочисленными датчи­ками и электронными приборами.

    Двигатель (рис. 3.2) приводит в движение автомобиль с по­мощью движителя. Энергия двигателя возникает либо вследст­вие сжигания углеводородного топлива (бензина, дизельного то­плива, газа, биотоплива и др.), либо за счет питания от электри­ческой сети или электроаккумуляторов. Принципиально воз­можно создание автомобилей, работающих от других источни­ков энергии, но в настоящее время такие двигатели широкого применения не находят.



    Рис. 3.2. Двигатель L7X автомобиля Clio V6 фирмы Renault


    Наибольшее распространение среди двигателей наземных транспортных средств имеют двигатели внутреннего сгорания (ДВС), которые могут быть поршневыми и роторными.


    23



    Самая массивная часть двигателя внутреннего сгорания - блок цилиндров с головкой (рис. 3.3). Именно в цилиндрах про­исходит сжатие и сгорание топливно-воздушной смеси и пре­вращение энергии расширяющихся газов в механическую энер­гию поршней двигателя, которая затем с помощью шатуна пре­образуется во вращательное движение коленчатого вала.

    Блок цилиндров двигателя изготавливается из чугуна или алюминиевого сплава. Поршни изготавливаются из алюминие­вого сплава, но некоторые элементы поршня делают из стали и чугуна. Шатун изготавливают чаще всего из стали, но в некото­рых двигателях используют шатуны из алюминиевых и титано­вых сплавов.



    Рис. 3.3. Блок цилиндров двигателя V12 фирмы BMW


    Важной частью двигателя является газораспределительная система, состоящая из клапанных механизмов, с помощью кото­рых обеспечивается поочередная подача в цилиндры топливно­воздушной смеси и выпуск из них продуктов сгорания.

    Необходимыми составными частями ДВС являются системы питания, зажигания, смазки, охлаждения, выпуска отработавших газов.

    Важным элементом современного ДВС является катализатор дожигания выхлопных газов. Его разработка и использование на


    24



    всех современных автомобилях связаны с ухудшением экологи­ческой обстановки в крупных городах с большими потоками ав­тотранспорта. Загрязнение атмосферного воздуха потребовало введения жестких норм по содержанию токсичных продуктов в выхлопных газах. В индустриально развитых странах действуют нормы Евро-5, в России с 2010 г. вводятся нормы Евро-4. Требо­вания этих стандартов могут быть выполнены только с исполь­зованием в системе выпуска отработанных газов катализатора дожигания.

    Катализатор предназначен, как это следует из его названия, для дожигания неполностью сгоревших продуктов, содержа­щихся в отработавших газах, до безвредных компонентов, како­выми считаются вода и углекислый газ. Применение катализато­ров дожигания позволило резко снизить загрязнение окружаю­щей среды токсичными продуктами неполного сгорания топлива (СН, СО, NOx). Происходит это благодаря тому, что в конструк­ции катализаторов имеются слои драгоценных металлов - пла­тины, палладия, родия, которые обеспечивают активное взаимо­действие продуктов неполного сгорания топлива с кислородом, а также восстановление образовавшихся оксидов азота NOx до ис­ходного нейтрального продукта - азота. Эти слои имеют высо­коразвитую поверхность благодаря тому, что они нанесены на пористый керамический носитель или блок-носитель из метал­лической гофрированной фольги.

    Катализатор дожигания устанавливается в систему выпуска отработавших газов перед глушителем, за выпускным коллекто­ром двигателя (рис. 3.4).



    Рис. 3.4. Катализатор автомобиля «Лада Калина»


    25



    Наконец, работа двигателя внутреннего сгорания невозмож­на без источников электрического тока, от которых поступает питание на стартер при пуске, а затем происходит зажигание то­пливно-воздушной смеси в цилиндрах двигателя. Для этого ис­пользуются кислотно-свинцовые аккумуляторные батареи, со­стоящие из пластмассового корпуса и свинцовых пластин, по­груженных в раствор серной кислоты заданной плотности (кон­центрации). Кроме аккумуляторной батареи в автомобиле имеется еще один источник электрического тока - генератор, от которого происходит зарядка аккумулятора во время работы двигателя.

    Движитель преобразует энергию двигателя в движение ав­томобиля. Существуют различные конструкции движителей, но в подавляющем большинстве автомобилей движение осуществ­ляется с помощью колес, которые могут быть ведущими и ведо­мыми. Ведущие колеса приводятся в движение с помощью трансмиссии. Это они создают автомобилю тяговое усилие бла­годаря контакту колеса с дорогой и возникающей силе трения. Если сила трения недостаточна, вращающееся колесо пробуксо­вывает, и автомобиль не движется. Колесо автомобиля имеет важное значение: от него зависит не только возможность движе­ния автомобиля, но и управление, топливная экономичность, комфортабельность и безопасность пассажиров и водителя.

    Колесо - это конструкция, объединяющая пневматическую резиновую шину (как правило, с камерой), металлические обод, соединительный диск и ступицу. Обод, на который надевается шина, жестко соединяется с диском, который крепится к ступице болтами или гайками. Конструкция колеса предусматривает ох­ват им ступицы (рис. 3.5).



    Рис. 3.5. Конструкция колеса автомобиля: 1 - обод; 2 - камера; 3 - шина; 4 - вентиль


    26



    Для разборки и последующего использования автокомпо-
    нентов изношенных автомобилей важно, что на ободья колес,
    так же как и на пневматические шины, наносится маркировка,
    указывающая важнейшие размеры колеса.

    Пневматическая шина состоит из покрышки и камеры. По-
    крышка изготавливается из износостойкой резины и армирую-
    щего корда. Основой резины является каучук, который смеши-
    вается с различными ингредиентами (современные высококаче-
    ственные резины состоят из 18...20 ингредиентов). Для превра-
    щения пластичной резиновой смеси в эластичную, прочную ре-
    зину ее вулканизуют под давлением при повышенной темпера-
    туре в специальных пресс-формах.

    Покрышка неоднородна по конструкции и материальному
    составу, что позволяет обеспечить различным ее участкам раз-
    ные свойства в соответствии с испытываемыми при эксплуата-
    ции нагрузками. Она состоит из борта, бортовой проволоки, кар-
    каса, брекера, боковины и протектора (рис. 3.6).

    6

    5

    4

    з - -

    2  -


    Г

    Рис. 3.6. Конструкция автопокрышки:

    1 - борт 2 - бортовая проволока; 3 - каркас; 4 - брекер;

    5 - боковина; 6 - протектор


    Каркас шины изготавливают из прорезиненного корда, в ка­честве которого используют полимерные нити или стальную проволоку. Именно корд обеспечивает высокую прочность и эксплуатационную долговечность покрышки.

    Борта шины предназначены для плотной и жесткой посадки на обод колеса, для чего внутрь бортов вставлена и прочно со­единена с резиновой массой стальная проволока.

    Внутри покрышки имеется резиновая эластичная камера, она не имеет каркаса и способна растягиваться. Для создания в



    27



    камере повышенного давления воздуха у нее имеется вентиль с клапаном.

    В ряде случаев используют бескамерные шины. Такая по­крышка герметично соединена с ободом колеса благодаря спе­циальным слоям эластичной резины, нанесенной на внутреннюю и внешнюю стороны шины.

    Трансмиссия автомобиля (рис. 3.7) предназначена для пере­дачи крутящего момента от двигателя к движителю, т.е. к веду­щим колесам. Кроме того, с ее помощью можно изменить вели­чину крутящего момента и его направление.



    Рис. 3.7. Трансмиссия автомобиля «Шевроле-Нива»:

    1,3- приводы передних колес; 2 - редуктор переднего моста; 4 - сцепление;

    5 - коробка передач; 6 - передний карданный вал; 7 - рычаг переключения передач;

    8 - промежуточный вал; 9 - рычаг управления раздаточной коробкой;

    10 - раздаточная коробка; 11 - задний карданный вал; 12 - задний мост


    Работа трансмиссии осуществляется путем изменения пере­даточного числа. Ее конструкция влияет на массу и компоновку автомобиля, его безопасность и топливную экономичность.

    В трансмиссию входят сцепление, привод сцепления, короб­ка передач, карданная передача, карданные шарниры, главная передача, дифференциал. В современных автомобилях широко используются автоматические трансмиссии и автоматические коробки передач, существенно облегчающие управление авто­мобилем.

    Движитель (колеса) автомобиля связан с кузовом через под­веску, которая гасит колебания и воспринимает силы, дейст­вующие на него.


    28



    Подвеска (рис. 3.8) служит для снижения вертикальных на­грузок на кузов от неровностей дороги и обеспечения плавности движения и комфортности водителя и пассажиров. От подвески зависит не только комфортабельность автомобиля, но и долго­вечность кузова, т.к. она гасит возможные ударные нагрузки, возникающие при движении автомобиля по неровной дороге.



    Рис. 3.8. Передняя подвеска автомобилей семейства УАЭ-31512:

    I  - передний кронштейн; 2 - рама; 3 - буфер; 4 - накладка;

    5 - кронштейн амортизатора; 6 - амортизатор; 7 - задний кронштейн;

    8 - резиновые втулки; 9 - наружная щека серьги; 10 - внутренняя щека серьги,

    II    - стремянка; 12-подкладка; 13-рессора; 14-шайба,

    15 - втулка рессоры; 16 - ось рессоры


    Подвеска автомобиля включает направляющее, упругое и гасящее устройства, а также элементы крепления к кузову. В ка­честве упругих элементов широко используются пружины, лис­товые рессоры и торсионы, изготавливаемые из стали. В послед­ние годы предпринимаются попытки устанавливать на некото­рых автомобилях рессоры из углепластика, однако сколько- нибудь широкого распространения в серийном производстве та­кие материалы пока не нашли.

    Торсионы представляют собой упругие металлические стержни круглого сечения, работающие на скручивание.

    Кроме стальных упругих элементов в конструкции автомо­билей используются ограничители хода колес в вертикальном направлении, сделанные из полимерных материалов - резины и полиуретана. В некоторых автомобилях используются пневма­


    29



    тические упругие элементы, представляющие собой баллоны из армированной резины, наполненные сжатым воздухом. Для созда­ния в баллонах давления предусмотрено использование компрессо­ров, являющихся элементом конструкции таких автомобилей.

    Еще одним непременным элементом подвески современных автомобилей являются телескопические гидравлические аморти­заторы, состоящие из герметичного цилиндра, внутри которого перемещается шток с поршнем. Цилиндр заполнен вязкой жидко­стью и имеет перепускные клапаны для перемещения жидкости. Амортизатор работает упруго как на сжатие, так и на растяжение.

    Соединение подвески с кузовом производится с помощью эластичных втулок из резины. Их назначение - гасить вибраци­онные колебания и снижать уровень шума в салоне, а также за­щищать подвеску от ударных нагрузок.

    Важными узлами автомобиля, тесно связанными в прямом и переносном смысле с подвесками, являются мосты, на которых крепятся ступицы колес, упругие элементы и др. Мосты поддер­живают кузов и передают нагрузку от него на колеса и обратно от колес на кузов. Существуют различные признаки классифи­кации мостов, но основным является их назначение. По этому признаку мосты делятся на ведущие, управляемые, поддержи­вающие и комбинированные. Последние одновременно являют­ся ведущими и управляемыми.

    Системы управления включают рулевое управление, тор­мозную систему, управление двигателем, трансмиссией, уров­нем комфорта в салоне и т.д.

    Рулевое управление (рис. 3.9) - важнейшая система автомо­биля, от ее конструкции и надежности зависит безопасность во­дителя и пассажиров, возможность сохранять или изменять на­правление движения; она влияет на маневренность автомобиля, гасит ударные нагрузки, воспринимаемые ходовой частью.

    Наиболее широко в современных автомобилях используется рулевое управление с колесами, способными поворачиваться в горизонтальной плоскости. Синхронизация поворота левого и правого колес обеспечивается рулевой трапецией.

    Элементами рулевого управления являются: рулевая колон­ка с рулевым колесом, рулевой механизм, рулевой привод с уси­лителем.

    Рулевое колесо находится в кабине водителя в постоянном контакте с ним. Путем его вращения собственно и осуществля-


    зо



    ется управление движением автомобиля по заданной траектории. Рулевой механизм предназначен для увеличения приложенных к рулевому колесу усилий рук водителя для поворота колес авто­мобиля. Он представляет собой механический редуктор.



    Рис. 3.9. Рулевое управление автомобиля


    Рулевое колесо соединяется с рулевым механизмом с помо­щью рулевого вала, часто выполняемого многозвенным с шар­нирными соединениями, что повышает безопасность водителя в аварийных ситуациях и упрощает компоновку автомобиля.

    Рулевой привод - это система тяг и шарниров, передающих усилие от рулевого механизма к управляемым колесам.

    Практически на всех современных автомобилях устанавли­ваются гидравлические усилители рулевого управления, облег­чающие управление автомобилем.

    Очень важной системой автомобиля является система тормозного управления, от которой зависит безопасность авто­мобиля и других участников движения. Система тормозного управления предназначена для замедления и остановки автомо­биля при движении, а также для его удержания на стоянке.

    Существуют различные способы торможения автомобиля, но наиболее широко используется создание тормозной силы ме­жду колесом и дорогой путем замедления его вращения при движении и полной блокировки на стоянке. Создаваемая тор­мозная сила зависит не только от величины усилия, препятст­вующего вращению колеса, но и от сцепления его с дорогой. На


    31



    скользкой дороге колесо при торможении блокируется, но авто­мобиль продолжает движение за счет скольжения колес, а не их качения. Поэтому современные автомобили оснащаются анти- блокировочной системой (АБС) тормозов.

    Система тормозного управления автомобиля включает ос­новную (или рабочую), запасную и стояночную системы тормо­жения. Основная и запасная системы предназначены для замед­ления движения автомобиля, при этом запасная система сраба­тывает при выходе из строя основной, а стояночная предназна­чена для удержания автомобиля на стоянке.

    Все тормозные системы состоят из тормозных механизмов и приводов. Привод основной и запасной систем осуществляется с помощью педали тормоза ногой (ножной тормоз). Для облегче­ния торможения в современных автомобилях используется уси­литель тормозов. У большинства современных легковых авто­мобилей используется гидравлический привод основной и за­пасной систем торможения. Передача усилия при нажатии на педаль тормоза происходит с помощью герметичной гидравли­ческой системы, заполненной тормозной жидкостью, к которой предъявляются специальные требования. Гидравлическая систе­ма состоит из главного и колесных тормозных цилиндров и тру­бопроводов.

    Привод стояночной системы торможения, как правило, осу­ществляется с помощью рычага, приводимого в действие рукой (ручной тормоз). Удержание автомобиля на стоянке производит­ся путем блокировки задних колес механическим, реже электри­ческим или пневматическим приводами.

    Тормозные механизмы создают усилия, замедляющие вра­щение колес автомобиля. В большинстве автомобилей их дейст­вие основано на создании большой силы трения между тормоз­ными колодками и элементами колеса. Тормозные механизмы размещаются внутри колеса и подразделяются на дисковые и ба­рабанные. В первом случае сила трения возникает при создании контакта между плоскими фрикционными накладками, установ­ленными на тормозные колодки, и вращающимся тормозным диском колеса. В барабанном тормозном механизме сила трения создается между тормозным барабаном, вращающимся вместе с колесом, и раздвигающимися при торможении тормозными ко­


    32



    лодками с фрикционными накладками. Их внешний радиус ра­вен внутреннему радиусу барабана, поэтому площадь контакта в момент торможения равна площади фрикционных накладок. Тормозные барабаны и диски отливают из серого чугуна.

    На всех современных легковых автомобилях на передних колесах устанавливают дисковые тормоза, а на задних могут быть барабанные или дисковые.

    Фрикционные накладки изготавливают из специальных композиционных материалов на полимерной основе. К ним предъявляют высокие требования: они должны быть теплостой­кими, износостойкими и иметь высокий коэффициент трения по чугуну. До недавнего времени их изготавливали из асбестокау­чуковой композиции. В последние годы в связи с запретом на использование асбеста фрикционные накладки изготавливают из композитов на полимерной основе с углеродными волокнами и из других материалов.

    Таким образом, современный автомобиль представляет со­бой сложную инженерную конструкцию, состоящую из множе­ства блоков, агрегатов и систем управления. Количество деталей на одном автомобиле составляет 4...6тыс. штук. Автомобиль насыщен многочисленными электрическими, электронными, гидравлическими и пневматическими системами.

    Узлы и агрегаты выводимых из эксплуатации автомобилей, а также материалы, из которых они изготовлены, являются цен­ными вторичными ресурсами и могут быть повторно использо­ваны при сборке и ремонте автомобилей, либо при изготовлении новых материалов. Утилизация автомобилей позволяет рацио­нально использовать вторичные материальные ресурсы, содер­жащиеся в снятом с эксплуатации автомобиле.

    Контрольные вопросы

    1.     Каковы основные узлы и агрегаты автомобиля?

    2.     Что такое несущая конструкция автомобиля?

    3.     Каковы основные узлы и системы двигателя внутреннего сгорания?

    4.     Что такое движитель? Виды и устройство движителей.

    5.     Расскажите о назначении трансмиссии и подвески автомобиля.

    6.     Расскажите о системах управления автомобилем.


    33



    4.    

                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется