|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


    Автомобиль, поступающий на утилизацию, как правило, сильно загрязнен, поэтому вначале он должен быть очищен от грязи, что облегчает разборку, позволяет правильно оценить пригодность снятых узлов и агрегатов к повторному использо­ванию и восстановлению. Считают, что очистка позволяет на

    20..               .30 % повысить ресурс восстанавливаемых деталей и агрега­тов и на 15...20 % поднять производительность труда при раз­борке автомобиля.

    4.1.   Разборка автомобиля и его агрегатов

    Разборка автомобиля заключается в разъеме различных со­пряжений агрегатов и узлов. Как уже отмечалось выше, в совре­менных конструкциях автомобилей предпочтение (там, где это возможно по конструктивным соображениям) отдается легко­разъемным соединениям.

    Правильная разборка автомобиля позволяет вернуть в авто­сборочное и авторемонтное производства до 70...80% снятых узлов, деталей и агрегатов, в том числе 40...60 % после восста­новления.

    Этапы разборки автомобиля и его агрегатов чередуются с этапами мойки и очистки. Утилизируемый автомобиль после мойки поступает на общую разборку, где с него снимают колеса, из его систем сливают все рабочие жидкости (топливо, масло, тормозную, охлаждающую и др.), снимают потенциально опас­ные системы (подушки безопасности с пиропатроном, предна- тяжители ремней безопасности, кондиционер, аккумуляторную батарею и т.д.). Затем с автомобиля снимают электрооборудова­ние, панель приборов, передний и задний бамперы, радиаторы, топливный бак, передний и задний мосты, карданный вал, тор­мозную и топливную системы, коробку передач, двигатель и т.д. Снятые агрегаты и системы автомобиля поступают на дальней­шую очистку и узловую разборку, которая выполняется на спе­циализированных участках.

    Кузова после снятия узлов и агрегатов пакетируются и скла­дируются для последующей утилизации путем дробления и ви­довой сепарации дробленого продукта с целью выделения чер­ных и цветных сплавов и неметаллических материалов.


    34



    На рис. 4.1 показан склад подготовленных к дроблению ав­томобильных кузовов.



    Рис. 4.1. Склад автомобильных кузовов, подготовленных к дроблению


    При разборке используют специальное оборудование и ос­настку, а процесс проводится по технологическому регламенту, устанавливающему последовательность операций и правила их выполнения.

    Основные работы, осуществляемые при разборке автомоби­ля, связаны с разъемом резьбовых и прессовых сопряжений. Кроме того, при разборке производится значительная работа по перемещению узлов и агрегатов.

    Разборка производится на конвейере, эстакаде и стендах, оборудованных специальной оснасткой. Разъем резьбовых со­единений осуществляется с помощью пневмо- и электрогайко­вертов. Специализированные стенды оснащают подвесными многошпиндельными гайковертами.

    Разборку теплопрессовых соединений производят с помо­щью винтовых, пневматических и гидравлических прессов.

    Перемещение узлов и агрегатов по цеху осуществляют с по­мощью ленточных и подвесных конвейеров, электрокар и друго­го оборудования.


    35



    4.2.   Очистка агрегатов и деталей автомобилей

    Загрязнение автомобиля и его агрегатов может быть наруж­ным и внутренним. Снаружи автомобиль загрязнен дорожно­почвенными и масляно-грязевыми отложениями, герметизирую­щими и лакокрасочными покрытиями, продуктами коррозии.

    Внутри агрегатов автомобиля имеются загрязнения, возни­кающие в результате старения смазок, износа трущихся деталей, а также накипь, нагар, продукты коррозии, асфальто-смолистые отложения.

    Загрязнения автомобиля и его агрегатов имеют сложный химический состав, и для их удаления используются механиче­ские, физико-химические и физические процессы, в основе ко­торых лежат те или иные способы разрушения загрязнений и удаления их с очищаемой поверхности.

    Для удаления масляно-грязевых, дорожно-почвенных и ас- фальто-смолистых отложений и отслоившихся лакокрасочных покрытий используют пароводоструйный способ очистки с при­менением моющих средств или без них.

    Нагар и накипь снимают термомеханическим, гидроабра­зивным способами и ванно-струйной обработкой щелочным рас­твором. Такие отложения удаляют также с помощью механиче­ского дробления струей мелких твердых частиц (стеклянных шариков, косточковой крошки, полимерных гранул и др.).

    Продукты коррозии удаляют гидровиброабразивным спосо­бом, погружением в кислотный раствор и другими приемами.

    Для очистки автомобильных узлов и агрегатов используют очистные средства, действие которых основано на растворении, ад­сорбции, эмульгировании, диспергировании и других процессах.

    Наибольшее распространение нашли очистные средства на основе органических растворителей и специальные технические моющие средства. Использование нефтепродуктов (бензина, ке­росина и др.) в качестве моющих средств является устаревшей технологией, приводящей к загрязнению окружающей среды и нерациональному использованию ресурсов. Более эффективно использовать для этих целей специальные моющие растворы.

    Все моющие средства имеют в своем составе поверхностно­активные вещества (ПАВ), которые снижают поверхностное на­


    36



    тяжение моющего средства и облегчают смачивание загрязнен­ных поверхностей.

    Для ускорения процесса очистки используют нагревание очищающих сред, подачу их под высоким давлением, создание вибрационных колебаний сред и другие приемы.

    Очистка автомобилей и их агрегатов осуществляется в струйных и погружных моечных машинах, ультразвуковых и дробеструйных установках. Такие аппараты могут работать в периодическом и непрерывном режимах. Последние работают на крупных авторазборочных и авторемонтных предприятиях. Для мойки автомобиля с применением синтетических моющих средств предназначена струйная моечная машина ОМ-4267.

    Очистка погружением осуществляется в роторной машине АКТБ-227 и конвейерной моечной машине КМ-4 (рис. 4.2).


    6



    Рис. 4.2. Моечная машина КМ-4 конвейерного типа:

    1 - ванна; 2 - контейнер; 3 - растяжка; 4 - цепной конвейер; 5 - балка; 6 - шестерня; 7 - каретка


    Многостадийную комбинированную очистку деталей и агре­гатов производят в установках ОМ-4244 и ОМ-5458. Установки состоят из четырех ванн с различными составами, в которые пооче­редно загружают контейнеры с очищаемыми узлами и деталями.

    Туннельные моечные машины выпускаются с подвесным и ленточным конвейерами. Их используют для мойки и очистки деталей сложной формы: фланцевых деталей с отверстиями, го­ловок блоков цилиндров, поршней, валов, роторных корпусов, зубчатых колес и др.

    В туннельных машинах последнего поколения горячий моющий раствор под высоким давлением подается на детали че­


    37



    рез распылительные форсунки. Длина зоны очистки и скорость движения конвейера могут устанавливаться с учетом вида очи­щаемых деталей, степени их загрязнения и необходимой произ­водительности. На рис. 4.3 показана туннельная моечная машина фирмы Sampo-Rosenlew для очистки узлов трансмиссии.

    Некоторые особенности имеет процесс удаления с деталей двигателя нагара, представляющего собой продукт неполного сгорания топлива и масла. При восстановлении деталей удале­ние нагара является обязательной операцией. Для этого исполь­зуют химическую, механическую и ультразвуковую очистку.



    Рис. 4.3. Туннельная моечная машина для очистки узлов трансмиссии


    При химическом способе детали погружают на 40...60 мин в щелочной раствор, подогретый до 80...90 °С, после чего их про­мывают в ванне. Химический способ очистки деталей от нагара недостаточно эффективен.

    Механическая очистка деталей от нагара производится с по­мощью струйной обработки абразивными частицами, которые под воздействием разницы давлений воздуха с большой скоро­стью подаются на загрязненную поверхность. Удаление нагара производится косточковой крошкой, которая под давлением 0,4...0,5 МПа по шлангу направляется на обрабатываемую де­таль. Частицы крошки, ударяясь о поверхность детали, разру­шают слой нагара. При этом поверхность детали очищается, и на ней не образуются риски и царапины. Для очистки от нагара мелких деталей в качестве дисперсных чистящих частиц исполь­зуют металлический песок.


    38




    На рис. 4.4 показана комплектная линия Euroblast 10 с ци­клоном-рециркулятором и пылевой камерой для пескоструйной об­работки больших деталей, выпускаемая фирмой Guyson (Англия).



    Рис. 4.4. Линия пескоструйной обработки деталей автомобилей


    Вакуумные дробеструйные установки позволяют удалять грязь, окалину, ржавчину, старую краску без загрязнения окру­жающей среды. Установки такого типа компактны и мобильны. Образующиеся при обработке загрязненной поверхности пыль и дисперсные частицы удаляются вакуумным пылесосом и отде­ляются с помощью фильтров, а абразивный материал автомати­чески возвращается в технологический процесс. В табл. 4.1 при­ведена техническая характеристика вакуумной дробеструйной установки 1070PN.

    Ультразвуковая (УЗ) очистка деталей от нагара и других за­грязнений применяется при обработке деталей сложной конфигу­рации, имеющих внутренние полости и другие труднодоступные участки поверхности. УЗ очистка деталей основана на передаче энергии ультразвуковых колебаний от преобразователя в моечную ванну, содержащую раствор для очистки. Колебания являются причиной образования мелких воздушных пузырьков, разрушаю­щихся в растворе, что создает эффект кипящей жидкости. Обра­зующиеся пузырьки при соприкосновении с очищаемой поверхно­стью лопаются и эффективно очищают деталь от различных, срав­нительно непрочных отложений, не повреждая самой детали.


    39



    Таблица 4.1

    Техническая характеристика вакуумной дробеструйной ____________________ установки 1070PN______________________________


    Характеристика

    Единица

    измерения

    Значение

    характеристики

    1. Объем бункера для абразива

    литр

    38

    2. Масса

    кг

    525

    3. Производительность компрессора:

     

     

    - давление

    МПа

    0,8

    - объем воздуха

    мэ/мин

    10

    4. Г абариты:

    мм

     

    - длина

     

    1660

    - ширина

     

    735

    - высота

     

    1565

    5. Длина шланга

    м

    15...45

    6. Используемые абразивы

    -

    Чугунная дробь, оксид алюминия, стеклянные шарики, пластмассовая крошка, скорлупа ореха

    Эффективность УЗ очистки зависит от частоты ультразвуко­вых колебаний, интенсивности ультразвука и физико-химических свойств моющего раствора. Для повышения эффективности УЗ очистки в моющий раствор добавляют поверхностно-активные вещества.

    УЗ очистка осуществляется в специальных ваннах в моющих растворах с использованием поверхностно-активных веществ. Промышленность выпускает ванны различного объема. Не­большие ванны с объемом моечной камеры до 35 л оснащены пьезокерамическими преобразователями, генератором мощно­стью 1 кВт, устройством для подогрева моющей жидкости и другим комплектующим оборудованием.

    Более крупные ванны объемом от 50 до 200 л снабжены магнигострикционными преобразователями, полупроводнико­выми генераторами, системами нагрева и охлаждения моющего раствора.

    4.3. Анализ состояния и сортировка деталей, снятых с автомобилей

    Детали автомобиля после разборки и очистки проходят де­фектацию, целью которой является определение их техническо­го состояния и пригодности для дальнейшего использования При этом определяются повреждения деталей. Повреждениями


    40



    называют отклонения свойств материалов и геометрических размеров деталей от допустимых значений, предусмотренных конструкторской документацией.

    Повреждения деталей могут быть внешними и внутренними. Внешние повреждения определяют визуальным осмотром и с по­мощью измерительных приборов, а внутренние - путем исследова­ния структуры деталей способами неразрушающего контроля.

    Причинами появления повреждений могут быть износ, уста­лость, коррозия и старение материала. Повреждения проявляют­ся в виде отклонений от первоначальных размеров, изменения геометрии и взаимного расположения деталей, появления тре­щин, негерметичности узлов, вмятин, обломов, задиров, забито­сти резьбы и других отклонений от требований конструкторской документации.

    Повреждения определяют следующими способами:

    визуальным осмотром;

    измерением линейных размеров;

    измерением взаиморасположения деталей;

    определением герметичности узла;

    измерением специальных характеристик.

    При визуальном осмотре используют лупы и микроскопы. Линейные размеры определяют с помощью калибров и мери­тельного инструмента (штангенциркулей, микрометров и др.), резьбы проверяют резьбовыми калибрами. Взаимное располо­жение поверхностей деталей проверяют измерительными прибо­рами, имеющими индикаторы часового типа.

    Усталостные трещины обнаруживают с помощью магнит­ных, капиллярных, акустических способов контроля, а также с помощью рентгено- и радио дефектоскопии. Герметичность узла определяют путем определения проницаемости по отношению к жидкости или газу, подаваемым под повышенным давлением.

    Современные предприятия, занятые утилизацией автомоби­лей и восстановлением снятых с них деталей, оснащаются авто­матизированными средствами контроля последних поколений - координатными измерительными приборами с автоматической обработкой результатов измерения. Такие средства измерения позволяют повысить производительность труда и надежность измерения, исключив влияние человеческого фактора. Однако стоимость такого оборудования достаточно высока, и его ис­


    41



    пользование целесообразно лишь на крупных предприятиях с большими объемами производства.

    Неразрушающие способы контроля структуры деталей осу­ществляются с помощью:

    -     переносных и стационарных рентгеновских аппаратов ти­па РУП и РАП;

    -     гамма-дефектоскопов типа РИД и РК;

    -     ультразвуковых дефектоскопов типа ДУК и УД;

    -     магнитных дефектоскопов типа УМД;

    -     импедансных акустических дефектоскопов типа ИАД;

    -     электромагнитных дефектоскопов типа ППД и ВД и дру­гих приборов.

    В зависимости от характера повреждений и величины от­клонения характеристик от требуемых значений контролируе­мые детали подразделяют на годные, подлежащие восстановле­нию и непригодные для восстановления. Решение о восстанов­лении принимается в том случае, если оно признается техниче­ски и экономически целесообразным. Критерием эффективности является сравнение затрат на восстановление со стоимостью но­вой детали.

    Годные детали без какой-либо доработки направляются для повторного использования на комплектацию действующего про­изводства и в розничную торговлю.

    Непригодные для восстановления детали утилизируются. При этом должны быть организованы раздельное накопление и хранение металлических отходов с учетом их классов, групп, сортов и видов в соответствии с действующими стандартами на отходы металлов.

    Контрольные вопросы

    1. Как производится разборка утилизируемых автомобилей?

    2. Какие процессы и аппараты используются при мойке и очистке деталей и агрегатов автомобилей?

    3. Как проводится струйная очистка деталей?

    4. Какие процессы и аппараты используются при дефектации дета­лей, снятых с утилизируемых автомобилей?


    42



    5.  

                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется