|                           | АВТОМОБИЛЕЙ | автомобилями | деталей | отходов | детали | материалов | Логотипы транспортных компаний |
  • УТИЛИЗАЦИЯ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОКОМПОНЕНТОВ
  • ОГЛАВЛЕНИЕ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ПЛАСТМАССОВЫХ ДЕТАЛЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ИЗНОШЕННЫХ АВТОПОКРЫШЕК И РЕЗИНОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ОТРАБОТАННЫХ МОТОРНЫХ МАСЕЛ
  • ПЕРЕРАБОТКА ТЕКСТИЛЬНЫХ ОТХОДОВ
  • УТИЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЛИТА
  • СЖИГАНИЕ И ЗАХОРОНЕНИЕ ОТХОДОВ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ УТИЛИЗАЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ
  • НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ОБРАЩЕНИЯ С ВЫВЕДЕННЫМИ ИЗ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯМИ
  • ОСНОВНЫЕ УЗЛЫ И АГРЕГАТЫ АВТОМОБИЛЯ
  • РАЗБОРКА И ОЧИСТКА АГРЕГАТОВ И ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
  • ПРОЦЕССЫ И АППАРАТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ УТИЛИЗАЦИИ МЕТАЛЛОЛОМА
  • ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СХЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ КУЗОВОВ И АВТОАГРЕГАТОВ
  • ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ УТИЛИЗИРУЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ


    В процессе эксплуатации детали и агрегаты автомобиля изна­шиваются, теряя первоначальные характеристики, размеры и внеш­ний ВИД- При этом износ узлов и агрегатов автомобиля различен.

    Практика показывает, что не менее 25 % снятых с автомоби­ля узлов и деталей могут быть повторно использованы без ка- кой-либо доработки, поскольку сохраняют конструктивные и эс­тетические характеристики. Еще 50 % деталей могут быть дора­ботаны с помощью современных технологий восстановления, причем себестоимость восстановительных работ не превышает 30 % от стоимости новых деталей.

    Восстановление деталей, снятых с автомобиля при его ути­лизации, - сложный многостадийный технологический процесс, целью которого является устранение выявленных дефектов и от­клонений от геометрических размеров и обеспечение их задан­ных физико-механических и эксплуатационных характеристик. Восстановление деталей и узлов позволяет использовать их ос­таточную долговечность, значительно сокращая ресурсопотреб­ление по сравнению с производством новых изделий.

    Восстановление узлов и деталей утилизируемых автомоби­лей - важная и экономически эффективная подотрасль совре­менного автомобилестроения. В развитых странах восстановле­ние деталей и узлов производят, в основном, на автомобиле­строительных заводах, что позволяет строго следить за соблю­дением технологии, гарантировать высокое качество восстанов­ленных узлов и деталей, необходимых для использования в ос­новном производстве. Наряду с крупными предприятиями вос­становлением занимаются и небольшие фирмы, работа которых контролируется заводами-изготовителями автомобилей.

    5.1.   Организация работ по восстановлению деталей

    Эффективность работ по восстановлению деталей утилизи­руемых автомобилей зависит от правильного выбора техноло­гии, оборудования, технологической оснастки и организации контроля качества.

    При выборе технологии восстановления учитывают:


    43



    -    размеры и форму детали;

    -    вид материала, из которого она изготовлена;

    -    необходимость и вид химико-термической обработки детали;

    -    виды дефектов;

    -    степень отклонения характеристик детали от требований конструкторской документации;

    -    планируемый объем производства.

    На крупных предприятиях восстановление деталей автомо­билей одного наименования целесообразно проводить по едино­му технологическому процессу. На средних и мелких фирмах работа может быть организована по групповому процессу, когда совместно восстанавливаются детали различной конструкции, объединенные общей технологией производства.

    Восстанавливаемые детали с этой целью делят на пять групп: корпусные, круглые и некруглые стержни, полые цилин­дры, диски.

    К корпусным деталям относят блоки и головки блоков ци­линдров, картеры, корпуса и крышки различных агрегатов и другие детали.

    К круглым стержням относят различные валы, оси, полу­оси, крестовины, клапаны двигателя и другие детали.

    К некруглым стержням относят шатуны, балки, лонжероны, тормозные колодки, педали, различные рычаги и другие детали.

    К полым цилиндрам относят гильзы цилиндров, ступицы ко­лес, тормозные цилиндры, муфты и другие детали.

    К дискам относят маховики, тормозные барабаны, диски сцепления, диски колес и другие детали.

    Для каждой группы деталей разработаны свои производст­венные процессы, включающие определенный набор технологи­ческих приемов с учетом типичных для них повреждений.

    При разработке технологических процессов восстановления деталей используют:

    -    конструкторскую документацию на новую деталь;

    -    перечень возможных дефектов восстанавливаемой детали;

    -    технологии устранения повреждений;

    -    режимы обработки детали;

    -    характеристики необходимого оборудования, технологи­ческой оснастки, инструмента, средств измерения и контроля.


    44



    Помимо правильного выбора оборудования, позволяющего выполнение операций, предусмотренных технологией восста­новления деталей, и обеспечивающего необходимую производи­тельность восстановительного производства, очень важное зна­чение имеет оснащение производства стандартной или специ­ально разработанной технологической оснасткой.

    Кроме этого, для обеспечения максимальной эффективности производства необходимо оснащение производства современ­ным износостойким режущим инструментом, дающим возмож­ность получать детали с необходимыми точностью и качеством поверхности при требуемой производительности.

    Важное значение для получения высокой технико­экономической эффективности восстановительного производст­ва имеет организация контроля качества деталей. Контроль ка­чества должен осуществляться на всех стадиях производства: от входного контроля поступающих на предприятие материалов и изделий до контроля качества готовой продукции. Требования к современной системе качества определены международным стандартом ИСО 9000. Большое значение для организации кон­троля качества имеет оснащение производства необходимыми измерительными инструментами и приборами.

    5.2.   Технологии восстановления деталей

    Восстановление деталей автомобиля - это совокупность технологических операций, целью которых является приведение их к исходной форме, размерам и физико-механическим свойст­вам, утраченным в процессе эксплуатации. Важнейшими харак­теристиками деталей являются:

    -     геометрические размеры;

    -     расположение рабочих поверхностей относительно друг друга;

    -     распределение массы относительно оси вращения;

    -     твердость, прочность и жесткость материала;

    -     структура материала;

    -     шероховатость поверхности;

    -     свойства поверхностного слоя;

    -     наличие и вид защитного покрытия и др.

    Восстановление изношенной детали производится в не­сколько стадий: сначала из нее изготавливается заготовка путем


    45



    нанесения на поверхность слоя материала (припуска), а затем полученная заготовка обрабатывается до заданных размеров и формы. После этого проводятся химико-термическая обработка и нанесение защитно-декоративных покрытий.

    К технологиям создания припусков относятся:

    -     различные способы наплавки, сварки и напыления;

    -     пластическое деформирование;

    -     установка дополнительных ремонтных элементов (деталей);

    -     пайка;

    -     нанесение гальванических и полимерных покрытий;

    -     склеивание и др.

    Достижение заданных размеров и формы осуществляется с помощью механической, газотермической, упрочняющей и дру­гой обработки.

    Наплавка позволяет получать на деталях слои различного состава любой толщины при высокой производительности тру­да. Наплавление производится путем расплавления присадочно­го металла и нанесения его на восстанавливаемую поверхность. Наплавляемый металл предназначен для создания припуска с целью последующей механической обработки детали до задан­ных размеров и формы.

    При сварке производится расплавление поверхностных сло­ев металла в соединяемых изделиях.

    Расплавление металла при наплавке и сварке производят электрическим, плазменным, газотермическим, электрошлако- вым, лазерным, индукционным и другими способами.

    Качество наплавки и сварки зависит от:

    -     вида и состояния применяемого оборудования;

    -     качества электродов, флюсов и наплавляемых материалов;

    -     соблюдения технологического процесса.

    При сварке и наплавке используют различные способы кон­троля качества готовых изделий.

    Напыление осуществляется путем плавления и распыления металла потоком газа. По способу нагрева металла различают элек- тродуговое, газопламенное, высокочастотное, плазменное, детона­ционное и другие способы напыления. Для напыления используют проволоку или металлические порошки требуемого состава.

    В последнее время появились шнуровые материалы для на­пыления, которые представляют собой композиционный мате­


    46



    риал на основе полимерного связующего и металлического по­рошкообразного наполнителя. При нагреве и плавлении шнура полимерное связующее полностью выгорает.

    Технология напыления с использованием шнуровых мате­риалов отличается высокой производительностью, технологич­ностью и возможностью легко регулировать химический состав покрытия. К недостаткам данной технологии следует отнести низкую прочность покрытия по сравнению с прочностью основ­ного материала.

    После напыления некоторых марок шнуровых материалов образовавшееся покрытие оплавляют, что повышает его проч­ность и связь с основным материалом.

    Пластическое деформирование позволяет восстанавливать геометрию и форму изношенных деталей за счет перераспреде­ления металла из неизношенной части в зону износа. В основе технологии лежит способность металлов к пластической деформа­ции, которая используется при обработке металлов давлением.

    Для восстановления размеров изношенных деталей приме­няют пластическое деформирование с помощью осадки, раздачи, обжатия, вытяжки, вдавливания (рис. 5.1).


    Рис. 5.1. Схематическое изображение способов пластического деформирования: а - осадка; б - раздача; в - обжатие; г - вытяжка; д - вдавливание


    Для восстановления геометрической формы деталей исполь­зуют правку статическим изгибом, ударом и термическую правку.



    V777tym



    47



    При восстановлении физико-механических свойств изно­шенных деталей применяют поверхностное пластическое де­формирование с использованием дробеструйной обработки, об­катки шариками, алмазного выглаживания.

    В ряде случаев восстановление деталей автомобиля произ­водят с помощью дополнительных ремонтных деталей, кото­рые используют для компенсации изношенных частей. Дополни­тельные детали изготавливают из того же материала, из которого сделана восстанавливаемая деталь. Технология позволяет вос­станавливать детали с большой степенью износа. Закрепление ремонтных деталей на восстанавливаемых производится запрес- совыванием, сваркой, приклепыванием, пайкой, с помощью вин­товых и штифтовых соединений.

    Использование пайки для восстановления деталей ограни­чено ремонтом радиаторов, металлических топливных баков, приборов электрооборудования. При пайке используют припои с различной температурой плавления. Выбор припоя зависит от материала восстанавливаемой детали. Существуют оловянно­свинцовые, медно-цинковые, латунные и серебряные припои.

    Гальванические покрытия применяют для восстановления размеров изношенных деталей, повышения их износостойкости, защиты от коррозии, придания необходимого внешнего вида. Нанесение гальванического покрытия производится способом электролиза из электролитов - водных растворов солей тех ме­таллов, которые нужно нанести на восстанавливаемую деталь. Гальваническим способом наносят железо, никель, медь, цинк, хром и другие металлы.

    Детали, восстановленные путем нанесения гальванического покрытия, обладают высокой твердостью и износостойкостью. Для получения качественного покрытия, прочно связанного с основным материалом, необходима тщательная подготовка по­верхности восстанавливаемой детали.

    Электролитическое осаждение покрытий производят в галь­ванической ванне под воздействием электрического тока.

    В последние годы для создания гальванических покрытий на крупногабаритных деталях используют проточные и струйные технологии.

    Восстановление деталей с помощью гальванических покры­тий обладает рядом важных особенностей, позволяющих, с оЛ'


    48



    ной стороны, получать необходимое качество деталей, а с дру­гой стороны, требующих специальных мер для защиты окру­жающей среды и, в частности, тщательной очистки сточных вод от тяжелых металлов. Поэтому его применение ограничено вос­становлением ответственных деталей с небольшим износом.

    При восстановлении деталей и агрегатов автомобилей широко применяются полимерные материалы', пластмассы, клеи, герме­тики, лаки, краски и др. Они используются для восстановления размеров деталей, заделки трещин и пор, герметизации узлов, на­несения декоративно-защитных покрытий, склеивания деталей, фиксации и стопорения резьбовых и цилиндрических соединений.

    Использование полимерных материалов снижает себестои­мость восстановления деталей, обеспечивает необходимое каче­ство узлов и агрегатов, повышает производительность труда.

    Создание полимерных покрытий способом газопламенного напыления осуществляют с использованием дисперсных порош­ков на основе полиамида, полиэтилена, поливинилбутираля и других полимеров.

    Для заделки трещин, восстановления рабочих поверхностей используют композиции на основе эпоксидных смол с высоким содержанием мелкодисперсных металлических порошков.

    Дня герметизации пор, фиксации резьбовых соединений, заме­ны теплопрессовой посадки используют анаэробные клеи- герметики - низковязкие материалы с высокой проникающей спо­собностью, отверждающиеся в узких зазорах без доступа воздуха.

    Широко используются для герметизации агрегатов и узлов высоковязкие силиконовые герметики, иногда называемые «жидкими прокладками».

    Для соединения различных деталей традиционно использу­ют полимерные клеи различной природы, обеспечивающие тре­буемые эксплуатационные характеристики изделия в различных условиях эксплуатации.

    До сих пор в данном разделе говорилось, в основном, о тех­нологиях создания заготовок, имеющих необходимый припуск для последующей механической обработки. Рассмотренные тех­нологии позволяют создать заготовку детали из материала за­данной структуры, обладающего необходимым комплексом свойств. Как отмечалось в начале раздела, такая заготовка долж­


    49



    на пройти следующую стадию, на которой снимаются излишки созданного припуска, обеспечивается взаимное расположение поверхностей и точность формы. Это производится с помощью черновой механической обработки путем точения, сверления, строгания и т.п.

    Затем с помощью чистовой обработки достигаются необхо­димые точность размеров и шероховатость поверхности. На этой стадии используются абразивная обработка, точное растачива­ние и хонингование отверстий. Удаление микротрещин произво­дится с помощью полировки.

    Заключительной стадией восстановления деталей является уп­рочнение поверхностного слоя и придание ему необходимых физи­ко-механических свойств с помощью специальных технологий.

    Перед окончательным контролем качества восстановленная деталь очищается от возможных технологических загрязнений, появившихся на ней вследствие различных видов обработки. Это могут быть остатки смазывающе-охлаждающей жидкости, поли­ровальной пасты, абразивных материалов и т.п.

    Контроль размеров и физико-механических свойств (твер­дость и др.) восстановленных деталей производится с помощью мерительного инструмента и специальных приборов.

    Для создания декоративно-защитных покрытий восстанов­ленных деталей и агрегатов применяют лакокрасочные материа­лы различной природы. К таким материалам относят грунты, шпатлевки, краски и лаки.

    Полностью готовая деталь перед сдачей на склад покрывает­ся консервационным составом.

    Контрольные вопросы

    1.   Расскажите об организации работ по восстановлению деталей ав­томобилей.

    2.   Назовите группы деталей автомобилей, объединяемых общей технологией восстановления.

    3.   Назовите стадии восстановления деталей автомобилей.

    4.   Расскажите о процессах и аппаратах, используемых при восста­новлении деталей автомобилей.

    5.   Расскажите об использовании полимерных материалов при вос­становлении деталей и узлов автомобилей.


    50



    6.  

                                АВТОМОБИЛЕЙ   автомобилями   деталей   отходов   детали   материалов   эксплуатации   агрегатов   металлолома   утилизации   помощью   узлов   УТИЛИЗАЦИЯ   используют   производства   отходы   АВТОКОМПОНЕНТОВ   системы   использование   производится   является   (рис   целью   осуществляется